Акт о возобновлении строительства

Форма КС-17. Акт о приостановлении строительства

Форма КС-17 заполняется в тех случаях, когда строительство какого-либо объекта останавливается (или подвергается консервации). Этим документом подтверждается приостановка строительства, кроме того, он представляет собой основу для расчетов между заказчиком работ над объектом и их исполнителем, когда последний получает решение первого о приостановке процедуры. Необходимость в приостановке или консервации нередко появляется из-за каких-либо кризисных явлений, недофинансирования и т.д.

Обязательно ли использовать именно этот бланк?

Акт о приостановлении строительства, а точнее, его бланк, включен в альбом унифицированных форм, которые были утверждены Пост. Госкомстата России 11 ноября 1999 года №100.

С 2013 года все обязательные формы стали лишь рекомендованными к использованию. Каждая организация вправе разрабатывать собственные бланки, удобные ей. Можно вносить необходимые столбцы и строки в таблицы, корректировать другие части бланка, но только обязательно следует утвердить новый бланк в учетной политике организации. Для этого издают специальный приказ.

К сведению! На деле же многие компании используют именно форму КС-18, поскольку она является удобной и полно отражает все данные, касающиеся приостановления строительства.

Назначение акта

Итак, акт необходим для закрепления взаимного согласия заказчика и исполнителя на приостановку работ по строительству какого-либо объекта. В акте прописывают основания, по которым строительство консервируется или останавливается, указывают суммы, необходимые для консервации и других дальнейших действий.

Документ может также понадобиться на этапе расконсервации строительного объекта. Для того чтобы начать работы, бывает нужно сверить характеристики постройки на момент консервации с текущими параметрами. За то время, что объект «ждал» расконсервации, могло измениться его состояние: какие-то части пришли в негодность или находятся в плохом состоянии, их необходимо заменить.

Заполняем акт

Заполнение акта осуществляет заказчик. Для точного внесения данных бывает необходимо обращение к другим документам: формам КС-6 и КС-6а. Бланк заполняется с обеих сторон.

Лицевая сторона

Здесь расположены вводная часть и таблица. В вводной части заполняют:

  • данные об инвесторе, заказчике и подрядчике (наименования организаций, адреса, контактные телефона, номера по ОКПО);
  • информацию о стройке (название, адрес расположения);
  • сведения о документах, разрешающих строительство объекта и приостановление работ (документы будут выступать в качестве оснований для разрешения на строительство (или приостановление такового));
  • информацию о договоре подряда (номер заключения, дату);
  • номер заполняемого акта и дату подписания.

Затем переходят к табличной части документа. В таблице необходимо заполнить 12 граф. Коротко о каждой (номера соответствуют номерам столбцов):

  1. Указывают порядковый номер записи в таблице.
  2. Перечисляют объекты приостановленного строительства, работы и затраты, связанные с ними.
  3. Код объекта, в случае если таковой имеется.
  4. Дата начала строительных работ.
  5. Полная стоимость по смете всего.
  6. Полная стоимость по смете строительно-монтажных работ.
  7. Сметная стоимость работ, которые были выполнены до момента приостановления (всего).
  8. Сметная стоимость работ, которые были выполнены до момента приостановления (в т.ч. строительно-монтажных работ).
  9. Расходы, совершенные по факту, согласно балансу застройщика.
  10. Средства, которые требуются для расчетов с подрядчиком.
  11. Убытки и неустойки, которые понесла организация-подрядчик в связи с остановкой строительства.
  12. Стоимость расходов на работы, связанные с консервацией объекта.

Строка «Итого» — для внесения суммарной стоимости. Относится только к тем данным, которые перечислены на первой странице.

Оборотная сторона

На этой стороне продолжается таблица с данными по объектам. Заполняется она аналогичным образом. Суммарная стоимость подсчитывается только у тех объектов, которые внесены на этой странице. А графа «Всего по акту» должна содержать суммарные стоимостные показатели по обеим страницам акта.

В конце документа ставят свои подписи (с расшифровками и печатями) руководители обеих организаций (заказчика и подрядчика). Также расписываются главные бухгалтеры этих организаций.

Важно! Документ после подписания необходимо передать в бухгалтерию для отражения приостановления строительства в бухгалтерском учете организации. После всех расчетов, связанных с незавершенным строительством, акт остается на хранение в организации.

Акт о приостановлении строительства может быть составлен в любом количестве экземпляров. Обычно один — для подрядной организации, другой — для заказчика, третий экземпляр передается инвестору, если он этого требует.

Как исправить ошибку

Ошибки, найденные в документе, подлежат исправлению таким образом:

  • аккуратно зачеркивают ошибку;
  • сверху пишут верный вариант;
  • рядом пишут фразу «Исправленному верить»;
  • ставят дату и подписи.

Если заполненный бланк содержит много ошибок, то имеет смысл сформировать новый, а прежний уничтожить.

Расконсервация недостроенного объекта

Зуйкова Л. П., финансовый директор, к. э. н., ГК «ICJ Consult»

Застройщик возобновляет работы на законсервированном объекте строительства. Какие документы потребуется оформить? И как учесть возникающие при этом расходы?

Документальное оформление

Следует отметить, что конкретный перечень документов, подтверждающих факт расконсервации незавершенного объекта капитального строительства, законодательством не установлен.

Все документы, по мнению автора, можно условно разделить на два вида, которые связаны:

– с подготовкой расконсервации;

– с проведением расконсервации и продолжением строительства.

Компания определяет перечень документов, подтверждающих расконсервацию.

Затраты на расконсервацию объекта включают во внереализационные расходы.

Земельный налог необходимо платить и во время приостановки строительства.

Подготовительные документы

1. Приказ руководителя организации (заказчика-застройщика) о расконсервации.

В приказе указываются основания для расконсервации, перечень расконсервируемого имущества, его балансовая стоимость и сроки расконсервации (начало и окончание).

2. Приказ руководителя о создании комиссии по расконсервации. Комиссия создается из представителей заказчика-застройщика, подрядчика, проектной организации и других заинтересованных лиц. Она должна:

– установить состояние и степень готовности объекта с учетом всех его элементов. При этом производится сверка с данными, зафиксированными в акте по форме № КС-17 (утверждена постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100), составленном при приостановлении строительства – на момент перевода объекта на консервацию;

– подтвердить объем выполненных работ;

– произвести оценку предстоящих затрат (на расконсервацию объекта и его достройку).

3. Приказ руководителя (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации по форме № ИНВ-22 – подписывается руководителем организации и вручается председателю инвентаризационной комиссии.

Формы № ИНВ-22, № ИНВ-1, № ИНВ-3, № ИНВ-18 утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88.

4. Инвентаризационные описи по формам № ИНВ-1, № ИНВ-3 – составляются в двух экземплярах по каждому месту хранения ценностей. Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй – остается у материально ответственного лица.

5. Сличительная ведомость результатов инвентаризации по форме № ИНВ-18. В ней отражаются расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Ведомость составляется бухгалтером в двух экземплярах, один хранится в бухгалтерии, второй – передается материально ответственному лицу.

6. Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма № ИНВ‑26 утверждена постановлением Госкомстата России от 27 марта 2000 г. № 26).

7. Смета расходов на расконсервацию объекта (в сводные сметные расчеты стоимости строительства такие затраты не включают). Стоимость строительной продукции определяется в соответствии с Методикой (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1. Расходы на консервацию и расконсервацию объекта в ней не предусмотрены.

Документы, необходимые для продолжения работ

1. Продление сроков разрешения на строительство (при необходимости).

2. Договор строительного подряда на работы по расконсервации либо письменное уведомление прежнего подрядчика о возобновлении работ и дополнительное соглашение к договору строительного подряда на работы по расконсервации (если строительство продолжает тот же подрядчик, с которым изначальный договор строительного подряда не расторгался, а был приостановлен).

Перевод объекта строительства на консервацию с позиций гражданского законодательства не влечет обязательного прекращения договорных отношений сторон. Поэтому договор строительного подряда может не расторгаться, а приостанавливаться на неопределенный (или определенный) срок – по соглашению сторон.

3. Новый договор строительного подряда на оставшуюся часть работ по строительству объекта (с другим подрядчиком, если изначальный договор при приостановлении строительства был расторгнут) либо дополнительное соглашение к договору строительного подряда с прежним подрядчиком.

4. Акты выполненных работ по расконсервации (формы № КС-2, № КС-3) – составляются подрядчиком и подписываются сторонами после выполнения и приемки указанных работ.

5. Акт о расконсервации – подписывается комиссией по расконсервации и утверждается руководителем организации. Унифицированной формы нет, ее нужно разработать самостоятельно и утвердить в учетной политике. Для этого, по мнению автора, можно воспользоваться формой № КС-17 (изменив и дополнив состав реквизитов).

В акте должны быть указаны:

– наименование и назначение объекта, строительство которого приостановлено;

– дата начала строительства;

– период нахождения объекта на консервации;

– дата предполагаемого возобновления работ;

– полная сметная стоимость строительства;

– сметная стоимость выполненных работ на дату приостановления строительства;

– фактические затраты на дату расконсервации;

– средства, необходимые для окончательного расчета с подрядчиками;

– размер затрат на проведение работ по расконсервации.

6. Акт передачи объекта подрядчику (для возобновления работ). Унифицированной формы акта нет, ее нужно разработать самостоятельно.

Обращаем внимание на то, что при отсутствии одного (нескольких) из указанных участников состав необходимых бумаг соответственно сокращается (например, если застройщик ведет строительство собственными силами, ему не понадобятся договоры (допсоглашения) с подрядчиками.

Налогообложение

Расскажем об особенностях, которые следует учесть при исчислении налогов при общей системе налогообложения.

Налог на прибыль

Расходы, связанные с консервацией и расконсервацией объекта незавершенного строительства, учитываются для целей налогообложения прибыли и включаются в состав внереализационных расходов (подп. 9 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ).

Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 11 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/805, от 18 марта 2009 г. № 03-03-06/1/164.

Подробнее о консервации строительства читайте в журнале «Учет в строительстве» № 4, 2009.

Первоначальную стоимость объекта строительства они не формируют, поскольку производятся в периоде, когда строительство не велось.

Читать еще:  Досрочное расторжение договора аренды транспортного средства по соглашению сторон образец

Как было сказано выше, расходы на расконсервацию объекта осуществляются на основании отдельной сметы. В нее включаются:

– затраты на оплату труда своих рабочих, непосредственно выполняющих работы по расконсервации объекта;

– отчисления на социальные нужды во внебюджетные фонды;

– материалы, израсходованные на расконсервацию;

– услуги вспомогательного производства;

– услуги сторонних организаций;

Налог на добавленную стоимость

Если в ходе расконсервации привлекаются сторонние организации, то у застройщика возникает проблема принятия к вычету «входного» НДС, предъявленного по выполненным работам.

Предположим, что объект незавершенного строительства является зданием производственного назначения и компания планирует использовать его только в деятельности, облагаемой НДС.

Налоговики выступают против такого вычета, мотивируя это тем, что данные затраты не связаны с производственной деятельностью, направленной на получение дохода (раз учитываются как внереализационные). Иногда эту позицию разделяют и арбитры (постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 сентября 2007 г. № А05-13740/2006-13).

Однако не все судьи столь категоричны: в ряде дел они признали, что при соблюдении требований статей 171, 172 Налогового кодекса РФ налог по расходам на консервацию и расконсервацию объектов принимается к вычету по общим правилам, так как указанные объекты предназначены для деятельности, облагаемой НДС. Такие выводы содержатся в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 4 апреля 2008 г. № А56-51219/2006, ФАС Уральского округа от 3 октября 2006 г. № Ф09-8784/06-С7.

Таким образом, приняв НДС к вычету, организации, вероятнее всего, придется отстаивать свою точку зрения в арбитражном суде.

Налог на имущество и земельный налог

Поскольку до завершения строительства объекта нельзя сформировать его первоначальную стоимость и объект не может быть принят к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, то обложению налогом на имущество он не подлежит (п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 26 апреля 2006 г. № 03-06-01-04/93).

А вот прекратить уплачивать земельный налог во время приостановки строительства организация не вправе. Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ, плательщиками налога на землю признаются лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования.

То есть основанием для начисления и уплаты земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок и сведения государственного кадастра недвижимости (п. 3 ст. 391 Налогового кодекса РФ).

Если же земельный участок находится на праве безвозмездного срочного пользования или аренды, то налог на землю организация не платит.

Бухгалтерский учет

Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств, учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» отдельно от затрат на строительство объектов, определяющих их стоимость. То есть на отдельном субсчете «Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств», открытом к указанному счету. Кроме того, их необходимо разделить на затраты, предусмотренные и не предусмотренные в сводных сметных расчетах стоимости строительства. Такой порядок установлен в пункте 3.1.7 ПБУ по учету долгосрочных инвестиций (утверждено письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160). В нем сказано также, что затраты на консервацию (а значит и на расконсервацию) строительства не предусматриваются в сводных сметных расчетах и они, соответственно, не включаются в стоимость строящегося объекта (но учитываются при этом, как уже отмечалось, на счете 08).

Планом счетов также установлено, что учет капитальных затрат по строительству объектов до их ввода в эксплуатацию заказчики-застройщики ведут на счете 08 (субсчет «Строительство объектов основных средств»). Но в отличие от указанного ПБУ отражать затраты на консервацию объекта и его содержание в Инструкции по применению Плана счетов рекомендовано на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Какой порядок применить, решает сама организация. Представляется, что если строительство ведется за счет инвестиционных средств и инвестор возмещает заказчику-застройщику затраты на расконсервацию объектов строительства, то такие затраты целесообразно учитывать на счете 08.

Если же строительство ведется не по инвестиционному договору, например, объект строится компанией для собственных нужд, то указанные затраты заказчик-застройщик может отразить на счете 91.

Отметим еще одну особенность – по учету процентов в период приостановки строительства.

Если организация привлекает для возведения собственного объекта недвижимости заемные средства, проценты по ним включаются в стоимость инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008).

Положение утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 107н.

При этом при консервации строящегося объекта на срок, превышающий три месяца, проценты в стоимость этого актива временно включать прекращают (с 1-го числа месяца, следующего за месяцем приостановления строительства).

В указанный период проценты, причитающиеся к оплате кредитору, включают в состав прочих расходов организации.

При возобновлении строительства проценты включают в стоимость инвестиционного актива с 1-го числа месяца, следующего за месяцем возобновления.

Такой порядок предусмотрен пунктом 11 ПБУ 15/2008.

В налоговом учете (в целях исчисления налога на прибыль) в отличие от бухучета проценты по займам и кредитам, полученным для сооружения инвестиционного актива, включают во внереализационные расходы (подп. 2 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 3 февраля 2009 г. № 03-03-06/1/37, от 19 декабря 2008 г. № 03-03-06/1/699 и др.).

Списание затрат в состав прочих расходов (если организация решила не рисковать) производится с учетом «входного» НДС.

Пример. В декабре 2009 года ООО «Строй-Альянс» законсервировало незавершенное строительством собственное офисное здание.

В июне 2010 года объект был расконсервирован для продолжения работ.

Расходы по расконсервации (силами подрядчиков) составили 100 000 руб. Сумма НДС, предъявленного сторонними организациями за работы, выполненные в связи с расконсервацией объекта, – 18 000 руб.

Строительство ведется с привлечением заемных средств (на два года).

В период выполнения работ по расконсервации (в июне 2010 года) были начислены проценты по кредиту в сумме 17 000 руб. (сумма условная). После расконсервации – в июле 2010 года в той же сумме (для упрощения примера взят лишь один месяц после расконсервации).

Подробнее об учете процентов читайте в журнале «Учет в строительстве» № 5, 2010.

Бухгалтер ООО «Строй-Альянс» отра¬зил операции на соответствующие даты так.

В июне 2010 года:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 60

– 100 000 руб. – учтены расходы на проведение работ по расконсервации, выполненных сторонней организацией;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 18 000 руб. – выделен налог на добавленную стоимость, предъявленный подрядчиком по работам, выполненным по расконсервации объекта;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 19

– 18 000 руб. – списан не принятый к вычету НДС, предъявленный подрядчиком (если организация решила следовать разъяснениям финансистов);

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 67 субсчет «Проценты»

– 17 000 руб. – учтены проценты по кредиту (в период расконсервации).

В июле 2010 года:

ДЕБЕТ 08 субсчет « Строительство объектов основных средств»
КРЕДИТ 67 субсчет «Проценты»
– 17 000 руб. – учтены проценты по кредиту (после расконсервации).

Акт о возобновлении строительства

Консервация объекта строительства

В практике осуществления строительной деятельности складываются ситуации, когда заказчик принимает решение о приостановлении строительства по обстоятельствам, не связанным с технологическими перерывами.

В случае приостановления строительства на срок свыше 3 месяцев в течение одного месяца принимается решение о консервации объекта незавершенного строительства.

Вместе с тем в течение одного месяца заказчик должен проинформировать об этом решении органы государственного строительного надзора и местный распорядительный орган (исполком), выдавший разрешение на строительство.

В состоянии консервации объект незавершенного строительства может находиться не более 3 лет.

По истечении срока консервации объекта незавершенного строительства государственные органы, исполнительные и распорядительные органы, инвестор, застройщик, заказчик, принявшие решение о консервации, должны определить дальнейшую судьбу объекта незавершенного строительства.

При устранении в течение срока консервации причин, вызвавших консервацию объекта, строительство объекта возобновляется. В противном случае объект незавершенного строительства реализуется.

По решению суда объект незавершенного строительства может быть ликвидирован, если его сохранение представляет угрозу национальной безопасности, здоровью и правам населения (п. 3.6 ТКП 45-1.03-165-2009 «Консервация строящихся объектов. Правила проведения»).

Возобновление строительства объекта (расконсервация)

При принятии решения о возобновлении строительства объекта проводятся мероприятия по расконсервации объекта незавершенного строительства, т.е. возобновление по вновь заключенному договору строительного подряда строительства законсервированного объекта согласно проектно-сметной документации, разработанной с учетом его технического состояния.

Для продолжения строительства объекта по вновь заключенному договору строительного подряда заказчик передает подрядчику по акту объект незавершенного строительства и заключение разработчика проектной документации о его техническом состоянии.

Расконсервация проводится по решению органа, который принял решение о консервации объекта.

В решении о расконсервации указывается следующее:

  • наименование объекта(-ов), подлежащего расконсервации;
  • мероприятия по дальнейшему использованию объектов незавершенного строительства, их перепрофилированию либо отчуждению;
  • перечень мероприятий по расконсервации объекта;
  • порядок финансирования мероприятий по расконсервации объекта;
  • состав комиссии по проведению расконсервации объекта незавершенного строительства (срок и порядок ее работы);
  • лица, ответственные за проведение работ по расконсервации объекта.

План мероприятий по проведению расконсервации должен быть утвержден приказом о расконсервации объекта.

Оценка технического состояния объекта незавершенного строительства

Перед расконсервацией объект незавершенного строительства должен быть детально обследован специализированной организацией, аттестованной на проведение обследования технического состояния объектов строительства (п. 6.8 ТКП 45-1.03-165-2009). Техническое состояние объекта должно быть определено в заключении такой специализированной организации.

При необходимости в ходе обследования объекта расчетным путем или испытаниями проверяются несущая способность и эксплуатационная пригодность объекта, устанавливаются условия дальнейшей эксплуатации обследованных конструкций, а также мероприятия по обеспечению их надежности либо обосновывается их замена.

В случае обнаружения при обследовании объекта дефектов в заключении специализированной организации выдаются рекомендации по их устранению. При необходимости в установленном законодательством порядке заказчиком вносятся изменения в проектную документацию.

Читать еще:  Время шумных работ в жилых домах спб 2016 2019

Документальное оформление расконсервации объекта

На стадии принятия решения о возобновлении строительства и расконсервации объекта оформляются следующие документы:

  1. Приказ руководителя организации-заказчика о расконсервации объекта незавершенного строительства. В приказе указываются:
  • основания для расконсервации объекта;
  • сроки проведения расконсервации;
  • перечень расконсервируемых объектов (при наличии нескольких объектов);
  • балансовая стоимость расконсервируемого объекта (объектов).
  1. Приказ руководителя организации-заказчика о создании комиссии по расконсервации, которая, как правило, включает представителей заказчика, подрядчика, проектной организации.

Комиссия устанавливает состояние и степень готовности объекта незавершенного строительства, подтверждает объемы выполненных работ, производит оценку предстоящих затрат на расконсервацию объекта и затрат на окончание строительства.

  1. Приказ руководителя организации-заказчика о проведении инвентаризации.
  2. Акт инвентаризации незавершенного капитального строительства. Его форма 3-инв приведена в приложении 8 к Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина от 30.11.2007 № 180.
  3. Смета затрат на работы по расконсервации объекта. При этом затраты на расконсервацию объекта не включаются в сводный сметный расчет стоимости строительства (п. 7 Инструкции о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 14.05.2007 № 10, в редакции от 22.12.2012 № 38).
  4. Договор строительного подряда на выполнение работ по расконсервации.

На стадии возобновлении строительства оформляются следующие документы:

  • разрешение на продление сроков строительства объекта;
  • договор строительного подряда на оставшуюся часть работ по строительству объекта, который заключается по результатам проведения подрядных торгов (торгов) в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь (п. 3 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совмина от 31.01.2014 № 88, в редакции от 30.07.2015 № 650);
  • акты выполненных работ по расконсервации объектов, составленные после выполнения и приемки работ;
  • акт о расконсервации;
  • акт о передаче строительной площадки подрядчику (форма акта, порядок и сроки передачи, как правило, устанавливаются договором строительного подряда);
  • акт о передаче не завершенного строительством объекта формы С-22 (форма акта установлена согласно приложению 2 к постановлению Минстройархитектуры от 29.04.2011 № 13, в редакции от 10.12.2014 № 50).

Унифицированной формы акта о расконсервации не существует. Форму акта необходимо разработать самостоятельно с учетом норм Закона от 12.07.2013 № 57 «О бухгалтерском учете и отчетности», отразив в ней:

  • наименование объекта;
  • дату начала строительства;
  • период консервации;
  • предполагаемую дату возобновления строительства;
  • полную сметную стоимость строительства;
  • стоимость работ на дату принятия решения о приостановлении строительства, сумму затрат на работы по расконсервации;
  • стоимость работ по завершению строительства объекта;

Надежда Мирончик, инженер-строитель

Расконсервация недостроенного объекта

Следует отметить, что конкретный перечень документов, подтверждающих факт расконсервации незавершенного объекта капитального строительства, законодательством не установлен.

Все документы, по мнению автора, можно условно разделить на два вида, которые связаны:
– с подготовкой расконсервации;
– с проведением расконсервации и продолжением строительства.

1. Приказ руководителя организации (заказчика-застройщика) о расконсервации.
В приказе указываются основания для расконсервации, перечень расконсервируемого имущества, его балансовая стоимость и сроки расконсервации (начало и окончание).

2. Приказ руководителя о создании комиссии по расконсервации. Комиссия создается из представителей заказчика-застройщика, подрядчика, проектной организации и других заинтересованных лиц. Она должна:
– установить состояние и степень готовности объекта с учетом всех его элементов. При этом производится сверка с данными, зафиксированными в акте по форме № КС-17 (утверждена постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100), составленном при приостановлении строительства – на момент перевода объекта на консервацию;
– подтвердить объем выполненных работ;
– произвести оценку предстоящих затрат (на расконсервацию объекта и его достройку).

3. Приказ руководителя (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации по форме № ИНВ-22 – подписывается руководителем организации и вручается председателю инвентаризационной комиссии.

4. Инвентаризационные описи по формам № ИНВ-1, № ИНВ-3 – составляются в двух экземплярах по каждому месту хранения ценностей. Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй – остается у материально ответственного лица.

5. Сличительная ведомость результатов инвентаризации по форме № ИНВ-18. В ней отражаются расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Ведомость составляется бухгалтером в двух экземплярах, один хранится в бухгалтерии, второй – передается материально ответственному лицу.

6. Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма № ИНВ‑26 утверждена постановлением Госкомстата России от 27 марта 2000 г. № 26).

7. Смета расходов на расконсервацию объекта (в сводные сметные расчеты стоимости строительства такие затраты не включают). Стоимость строительной продукции определяется в соответствии с Методикой (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1. Расходы на консервацию и расконсервацию объекта в ней не предусмотрены.

1. Продление сроков разрешения на строительство (при необходимости).

2. Договор строительного подряда на работы по расконсервации либо письменное уведомление прежнего подрядчика о возобновлении работ и дополнительное соглашение к договору строительного подряда на работы по расконсервации (если строительство продолжает тот же подрядчик, с которым изначальный договор строительного подряда не расторгался, а был приостановлен).

3. Новый договор строительного подряда на оставшуюся часть работ по строительству объекта (с другим подрядчиком, если изначальный договор при приостановлении строительства был расторгнут) либо дополнительное соглашение к договору строительного подряда с прежним подрядчиком.

4. Акты выполненных работ по расконсервации (формы № КС-2, № КС-3) – составляются подрядчиком и подписываются сторонами после выполнения и приемки указанных работ.

5. Акт о расконсервации – подписывается комиссией по расконсервации и утверждается руководителем организации. Унифицированной формы нет, ее нужно разработать самостоятельно и утвердить в учетной политике. Для этого, по мнению автора, можно воспользоваться формой № КС-17 (изменив и дополнив состав реквизитов).

В акте должны быть указаны:
– наименование и назначение объекта, строительство которого приостановлено;
– дата начала строительства;
– период нахождения объекта на консервации;
– дата предполагаемого возобновления работ;
– полная сметная стоимость строительства;
– сметная стоимость выполненных работ на дату приостановления строительства;
– фактические затраты на дату расконсервации;
– средства, необходимые для окончательного расчета с подрядчиками;
– размер затрат на проведение работ по расконсервации.

6. Акт передачи объекта подрядчику (для возобновления работ). Унифицированной формы акта нет, ее нужно разработать самостоятельно.

Обращаем внимание на то, что при отсутствии одного (нескольких) из указанных участников состав необходимых бумаг соответственно сокращается (например, если застройщик ведет строительство собственными силами, ему не понадобятся договоры (допсоглашения) с подрядчиками.

Первоначальную стоимость объекта строительства они не формируют, поскольку производятся в периоде, когда строительство не велось.

Как было сказано выше, расходы на расконсервацию объекта осуществляются на основании отдельной сметы. В нее включаются:
– затраты на оплату труда своих рабочих, непосредственно выполняющих работы по расконсервации объекта;
– отчисления на социальные нужды во внебюджетные фонды;
– материалы, израсходованные на расконсервацию;
– услуги вспомогательного производства;
– услуги сторонних организаций;
– прочие расходы.

Налог на добавленную стоимость

Если в ходе расконсервации привлекаются сторонние организации, то у застройщика возникает проблема принятия к вычету «входного» НДС, предъявленного по выполненным работам.

Предположим, что объект незавершенного строительства является зданием производственного назначения и компания планирует использовать его только в деятельности, облагаемой НДС.

Налоговики выступают против такого вычета, мотивируя это тем, что данные затраты не связаны с производственной деятельностью, направленной на получение дохода (раз учитываются как внереализационные). Иногда эту позицию разделяют и арбитры (постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 сентября 2007 г. № А05-13740/2006-13).

Однако не все судьи столь категоричны: в ряде дел они признали, что при соблюдении требований статей 171, 172 Налогового кодекса РФ налог по расходам на консервацию и расконсервацию объектов принимается к вычету по общим правилам, так как указанные объекты предназначены для деятельности, облагаемой НДС. Такие выводы содержатся в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 4 апреля 2008 г. № А56-51219/2006, ФАС Уральского округа от 3 октября 2006 г. № Ф09-8784/06-С7.

Таким образом, приняв НДС к вычету, организации, вероятнее всего, придется отстаивать свою точку зрения в арбитражном суде.

Поскольку до завершения строительства объекта нельзя сформировать его первоначальную стоимость и объект не может быть принят к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, то обложению налогом на имущество он не подлежит (п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 26 апреля 2006 г. № 03-06-01-04/93).

А вот прекратить уплачивать земельный налог во время приостановки строительства организация не вправе. Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ, плательщиками налога на землю признаются лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования.

То есть основанием для начисления и уплаты земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок и сведения государственного кадастра недвижимости (п. 3 ст. 391 Налогового кодекса РФ).

Если же земельный участок находится на праве безвозмездного срочного пользования или аренды, то налог на землю организация не платит.

Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств, учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» отдельно от затрат на строительство объектов, определяющих их стоимость. То есть на отдельном субсчете «Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств», открытом к указанному счету. Кроме того, их необходимо разделить на затраты, предусмотренные и не предусмотренные в сводных сметных расчетах стоимости строительства. Такой порядок установлен в пункте 3.1.7 ПБУ по учету долгосрочных инвестиций (утверждено письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160). В нем сказано также, что затраты на консервацию (а значит и на расконсервацию) строительства не предусматриваются в сводных сметных расчетах и они, соответственно, не включаются в стоимость строящегося объекта (но учитываются при этом, как уже отмечалось, на счете 08).

Читать еще:  Должностная инструкция банщика парильщика

Планом счетов также установлено, что учет капитальных затрат по строительству объектов до их ввода в эксплуатацию заказчики-застройщики ведут на счете 08 (субсчет «Строительство объектов основных средств»). Но в отличие от указанного ПБУ отражать затраты на консервацию объекта и его содержание в Инструкции по применению Плана счетов рекомендовано на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Какой порядок применить, решает сама организация. Представляется, что если строительство ведется за счет инвестиционных средств и инвестор возмещает заказчику-застройщику затраты на расконсервацию объектов строительства, то такие затраты целесообразно учитывать на счете 08.

Если же строительство ведется не по инвестиционному договору, например, объект строится компанией для собственных нужд, то указанные затраты заказчик-застройщик может отразить на счете 91.

Отметим еще одну особенность – по учету процентов в период приостановки строительства.

Если организация привлекает для возведения собственного объекта недвижимости заемные средства, проценты по ним включаются в стоимость инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008).

При этом при консервации строящегося объекта на срок, превышающий три месяца, проценты в стоимость этого актива временно включать прекращают (с 1-го числа месяца, следующего за месяцем приостановления строительства).

В указанный период проценты, причитающиеся к оплате кредитору, включают в состав прочих расходов организации.

При возобновлении строительства проценты включают в стоимость инвестиционного актива с 1-го числа месяца, следующего за месяцем возобновления.

Такой порядок предусмотрен пунктом 11 ПБУ 15/2008.

Списание затрат в состав прочих расходов (если организация решила не рисковать) производится с учетом «входного» НДС.

Пример. В декабре 2009 года ООО «Строй-Альянс» законсервировало незавершенное строительством собственное офисное здание.

В июне 2010 года объект был расконсервирован для продолжения работ.

Расходы по расконсервации (силами подрядчиков) составили 100 000 руб. Сумма НДС, предъявленного сторонними организациями за работы, выполненные в связи с расконсервацией объекта, – 18 000 руб.

Строительство ведется с привлечением заемных средств (на два года).

В период выполнения работ по расконсервации (в июне 2010 года) были начислены проценты по кредиту в сумме 17 000 руб. (сумма условная). После расконсервации – в июле 2010 года в той же сумме (для упрощения примера взят лишь один месяц после расконсервации).

Бухгалтер ООО «Строй-Альянс» отра¬зил операции на соответствующие даты так.

В июне 2010 года:
ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 60

– 100 000 руб. – учтены расходы на проведение работ по расконсервации, выполненных сторонней организацией;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 18 000 руб. – выделен налог на добавленную стоимость, предъявленный подрядчиком по работам, выполненным по расконсервации объекта;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 19

– 18 000 руб. – списан не принятый к вычету НДС, предъявленный подрядчиком (если организация решила следовать разъяснениям финансистов);

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 67 субсчет «Проценты»

– 17 000 руб. – учтены проценты по кредиту (в период расконсервации).

В июле 2010 года:
ДЕБЕТ 08 субсчет « Строительство объектов основных средств»
КРЕДИТ 67 субсчет «Проценты»
– 17 000 руб. – учтены проценты по кредиту (после расконсервации).

Унифицированная форма КС-17 “Акт о приостановлении строительства”. Бланк и образец заполнения

Акт форма КС-17 является документом, призванным подтвердить наличие факта приостановки (иногда консервации) ведения строительных работ по конкретному объекту на определенной площадке. В статье расскажем про КС-17 Акт о приостановлении строительства, дадим ответы на часто задаваемые вопросы.

Формой аргументируется основа, позволяющая осуществить взаиморасчеты между сторонами соглашения, поскольку исполнителем получено подтверждение о принятии решения заказчиком в части приостановки или полного прекращения ведения строительства. Утверждение формы было произведено Госкомстатом 11.11.1999 путем издания своего Постановления №100.

Для чего используется акт КС-17

С помощью акта о приостановке строительства представитель заказчика и подрядной организации выражают свое взаимное намерение временно остановить производимые строительные работы на конкретном объекте. Акт заверяется подписями обеих сторон и поясняет причины приостановки, а также стоимостные показатели относительно планируемых трат на строительные работы и фактически произведенных на момент приостановки работ.

После подготовки рассматриваемого акта участникам приостановленного процесса строительства следует приступить к реализации последующего этапа, подразумевающего определение полного комплекса работ, связанного с осуществлением мер, направленных на консервацию объекта.

Особое внимание уделяется определению затратной составляющей, взаимосвязанной с процессами после приостановки работ (организацией охранных мероприятий на «замороженном» объекте, закупкой материальных ценностей и пр.) Подготовка акта КС-17 может подразумевать как сам процесс расторжения отношений, так и их временное прекращение.

Если в отношениях фигурирует инвестор, то к нему может быть обращено требование предоставления финансового ресурса, обозначенного рамками инвестиционного контракта.

В соответствии с законодательными положениями процесс консервации не подразумевает прекращение контрактных отношений в области строительства объекта, поэтому сторонам заранее в договоре рекомендовано предусмотреть порядок действий в случае приостановки строительного процесса.

Кто заполняет форму акта КС-17

Составлением формы занимается заказчик, выступивший инициатором проекта строительства объекта, когда им или стороной-инвестором инициировано решение, связанное с прекращением ведения строительных работ. Составление акта требует подготовки такого количества экземпляров, которое требует данная ситуация. Минимум их два – заказчику и подрядчику; возможно предоставление документа инвестору (по требованию).

Форма подлежит хранению в бухгалтериях сторон-участниц контракта. Для корректного заполнения положений акта о приостановке строительства требуется присутствие данных, полученных на основании сведений из первоисточников (бланков КС-6, КС-6а). Читайте также статью: → «Общий журнал работ (форма КС-6): порядок и образец заполнения в 2020».

Кем подписывается бланк документа?

В большинстве случаев в подписании акта о приостановке строительных работ участвуют следующие лица:

  • руководитель организации-заказчика;
  • руководитель компании-подрядчика;
  • главные бухгалтеры указанных сторон.

Иногда в подписании акта КС-17 могут принять участие уполномоченные представители указанных сторон, если имеются соответствующим образом оформленные на них доверенности. Подписи фиксируют на оборотной стороне формы, где проставляют печати.

Как оформляется акт формы КС-17

В структуре документа присутствуют следующие составляющие:

  • Раздел общего назначения, подразумевающего перечень данных об участниках сделки (титульная часть бланка КС-17);
  • Таблицы лицевого листа;
  • Аналогичной табличной формы с оборотной страницы;
  • Заключительных аспектов и подписей сторон.

Верхняя часть лицевой стороны бланка акта КС-17 содержит сведения:

  • полное название организации-инвестора с указанием контактных данных, адреса расположения и регистрационных реквизитов по ОКПО;
  • аналогичные сведения, касающиеся подрядной организации и компании-заказчика, разделенные обособленными строками;
  • название объекта строительства, намеченного к приостановке с обозначением его адреса расположения;
  • данные о контракте подряда с указанием его реквизитных подробностей – дата и номер;
  • документ, являющийся основанием для выполнения строительных работ на конкретном объекте;
  • основание (в виде названия документа), действием которого спровоцировано прекращение рабочего процесса на строительной площадке.

Отдельной строкой представлено название самого документа, рядом с которым расположены его номер и дата составления.

Далее следует табличная часть, в которой заключены данные, характеризующие предполагаемый к приостановке объект строительства. Таблица включает в себя 12 граф, подлежащих заполнению. Заполнение граф табличной части формы КС-17:

Внизу лицевой страницы в конце таблицы указываются итоговые параметры по заполненным графам – указываются суммарные стоимостные и расходные показатели. Начало второго листа акта КС-17 содержит продолжение табличной формы, не имеющей отличий в перечне и номенклатуре граф таблицы, расположенной на лицевой странице документа. Кроме аналогичных итоговых параметров, необходимость определения которых обозначена ранее, здесь требуется указание просуммированных параметров, заключенных в двух составных частях таблицы.

Заключительный раздел акта о приостановке строительства содержит поля для отражения заверяющих подписей руководителей подрядной организации и заказчика, а также главных бухгалтеров указанных лиц. Помимо подписей, приводится расшифровка инициалов указанных лиц и точная формулировка должностей. При наличии печатей у обозначенных участников договорных отношений их нужно поставить на подписи руководителей.

Можно ли изменять бланк КС-17

Законодательной базой подразумевается возможность внесения изменений в содержание акта КС-17, что зачастую бывает необходимо из-за возникновения индивидуальных моментов контрактных отношений. В типовой бланк КМ-17 разрешается внесение дополнительных реквизитов. При этом должно выполняться условие по оставлению всех имеющихся строк и граф без изменения их содержания.

При отсутствии потребности производить заполнение всего перечня заявленных граф формы КС-17 их поля следует оставлять пустыми или обозначать прочерком.

По своему усмотрению заполняющей графы стороне позволено изменять их параметры (расширение или сужение), а также добавлять необходимое количество строк и предусматривать присутствие вкладных листов. Каждый факт внесения корректировок должен находить отражение в регламентирующем их документе организационно-распорядительного характера, изданном в организации. Пренебрежение данным аспектом способно поставить под сомнение полноту юридической силы рассматриваемого документа. Читайте также статью: → «Типовые ошибки в бухгалтерском учете и способы их исправления».

Следует обозначить некоторые юридические моменты, возникающие при использовании бланка КС-17:

  • акт не подвержен использованию в качестве, определяющем его как первичную учетную форму, касающуюся задач бухгалтерского учета;
  • процесс ведения унифицированной первичной отчетности по строительной направленности (также и с помощью КС-17) распространяет свое действие на все организационно-правовые формы деятельности, касающиеся юридических лиц;
  • акт способен подразумевать собой не только инициацию процесса по приостановке строительства, но и полное прекращение функционирования такового;
  • в случае вовлечения в процесс строительства более одной подрядной структуры, КС-17 подлежит оформлению по каждому из этих субъектов (количество актов равно контрактам подряда);
  • основное предназначение формы предполагает осуществление полного взаиморасчета между заказчиком и имеющим место перечнем подрядчиков;
  • мотивы, побуждающие заказчика прибегать к составлению данного документа, могут носить разнообразный характер (от банкротства или острой недостачи финансирования со стороны источников (инвесторов) до несоответствия объекта строительной сферы выдвигаемым со стороны заказчика требованиям).
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector