Если заказчик заключил контракт с участником уклонившимся от подписания контракта

Участник нарушил срок подписания контракта по результатам электронного аукциона. ФАС не признала участника уклоняющимся от заключения контракта. Заказчик процедуру завершил, контракт с этим участником заключать не стал. Обязан ли заказчик возвращать обеспечение исполнения контракта участнику закупки в данной ситуации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации заказчик должен вернуть участнику закупки предоставленную им сумму обеспечения исполнения контракта.

Обоснование вывода:
Сразу отметим, что Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) определен срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, только для одного случая: если в предусмотренном ч. 9 ст. 54 данного Закона случае судебные акты или обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта, действуют более чем тридцать дней, конкурс признается несостоявшимся, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются победителю конкурса в течение пяти рабочих дней с даты признания конкурса несостоявшимся (ч. 9 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Для всех остальных случаев Закон N 44-ФЗ не регламентирует ни порядок, ни сроки возврата заказчиком денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. Не установлен срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, и в случае уклонения победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта.
Вместе с тем ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ устанавливает, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику, подрядчику, исполнителю (далее — контрагент) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется контрагентом).
Следует учитывать, что обеспечение (денежное) надлежащего исполнения обязательств по контракту по своей правовой природе является дополнительным (акцессорным) обязательством, то есть следует судьбе основного обязательства, исполнение которого оно призвано обеспечивать. Соответственно, по общему правилу сопутствующее обязательство прекращается с прекращением основного обязательства. Именно такой позиции придерживаются суды при рассмотрении споров о сроке действия обеспечения по государственным контрактам (смотрите, например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.06.2014 N Ф01-1705/14, постановление Третьего ААС от 20.12.2013 N 03АП-5904/13, постановление Пятнадцатого ААС от 30.09.2011 N 15АП-8779/11, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.06.2010 по делу N А33-15294/2009).
По общему правилу с прекращением предусмотренного контрактом обязательства контрагента (как в связи с его исполнением, так и, например, в связи с расторжением контракта) денежные средства, внесенные контрагентом в качестве обеспечения исполнения контракта, утрачивают свою обеспечительную функцию, а правовые основания для удержания заказчиком суммы обеспечения отпадают. При этом в том же случае, когда контракт вовсе не был заключен, полагаем, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту, должны быть возвращены заказчиком. При этом, на наш взгляд, учитывая, что законодательство о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ), в рассматриваемой ситуации необходимо применять общее правило определения срока исполнения обязательства в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, содержащихся в п. 2 ст. 314 ГК РФ. Согласно данной норме такое обязательство должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства. Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства.
Вполне очевидно, что, если контракт не заключен, у заказчика отпадают основания для удержания перечисленной ему суммы обеспечения исполнения контракта, так как обязательства, в обеспечение которых перечислены денежные средства, так и не возникли. Поэтому, на наш взгляд, вернуть денежные средства заказчик обязан в разумный срок с момента истечения срока подписания контракта победителем (контрагентом). Напротив, удержание заказчиком суммы обеспечения после истечения срока для заключения контракта повлечет за собой правовые риски в виде возможного предъявления участником закупки требования о возврате удержанной суммы как неосновательного обогащения с начислением на нее процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 1102, п. 2 ст. 1107 ГК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Как заключить контракт со вторым участником

Как совершить сделку со вторым поставщиком на этапе исполнения: обзор разъяснения Казначейства

Казначейство в Письме № 14-00-06/20797 от 30.09.2019 опубликовало разъяснения по заключению контракта со вторым участником аукциона по 44-ФЗ. В Письме указано, что по ч. 17.1 ст. 95 44-ФЗ контракт со вторым поставщиком, если с победителем электронной процедуры расторгли контракт, заключается с соблюдением условий, которые предусмотрены в ч. 1 ст. 34 44-ФЗ, учитывая положения ч. 18 ст. 95 44-ФЗ.

А в ч. 17.1 ст. 95 44-ФЗ не утвердили форму заключения такого контракта и нет отсылки к порядку заключения контракта в рамках ст. 83.2 закона о контрактной системе. Эта статья не регулирует порядок заключения такого контракта. Получается, если возникла необходимость совершить сделку по основанию, которое прописано в ч. 17.1 ст. 95 44-ФЗ, это делают без ЕИС, в т. ч. и в бумажной форме.

Казначеи сообщили, что готовят изменения в контрактное законодательство, чтобы урегулировать порядок совершения таких сделок.

Когда заключают госконтракт с поставщиком № 2

Основания для совершения сделки с участником № 2 делятся в зависимости от этапа тендера. Сделали таблицу с основаниями заключения контракта со вторым участником аукциона по 44-ФЗ после расторжения контракта на этапе исполнения и если сделка еще не совершена, а победитель отказался от нее.

Если победитель отказался от сделки, его признают уклонившимся, а у заказчика появляется право заключить госконтракт с поставщиком, который занял второе место на торгах. Поводы для признания уклонившимся победителя такие, он:

  • не отправил в утвержденные ст. 83.2 сроки проект госконтракта со своей подписью;
  • не предоставил обеспечение исполнения контракта, в т. ч. и увеличенное в 1,5 раза по факту применения антидемпинговых мер по ст. 37 44-ФЗ;
  • не соответствует требованиям к исполнителям или предоставил недостоверную информацию о таком соответствии;
  • предложил цену ЖНВЛП, которая не имеет регистрации в госреестре предельных отпускных цен;
  • не уменьшает цену на ЖНВЛП до предельной отпускной. Это касается госзакупок федерального уровня с НМЦК выше 10 млн руб., а для регионального и местного уровней такая НМЦК утверждается локальными актами.

Если победитель сам производит лекарства, то НМЦК закупки не имеет значения.

С 01.07.2019 заработала ч. 17.1 ст. 95 закона о контрактной системе. В ней зафиксировано, можно ли заключить контракт со вторым участником после расторжения с первым, — да, по основаниям, которые закреплены в ч. 8 ст. 95 44-ФЗ.

А если заказчик в одностороннем порядке расторгает сделку, то со вторым поставщиком подписывают госконтракт только после того, как победителя внесут в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Это ограничение не касается закупок на поставку товара для нормального жизнеобеспечения.

Как заключить госконтракт с поставщиком № 2: инструкция для заказчика

В ст. 83.2 прописана инструкция, как заключить контракт со вторым участником аукциона по 44-ФЗ:

  1. Направьте проект контракта потенциальному исполнителю в течение 5 дней от даты признания уклонившимся победителя аукциона.
  2. Дождитесь решения. Поставщик вправе 5 дней рассматривать проект. По итогам рассмотрения он подписывает, отказывается от заключения или отправляет протокол разногласий.
  3. Рассмотрите протокол разногласий в течение 3 рабочих дней и отправьте согласованный проект соглашения.
  4. Второй участник в течение 3 рабочих дней обязан подписать.
  5. Подпишите в течение 3 рабочих дней со своей стороны. После этого сделка совершена.

В ст. 83.2 закона о контрактной системе указано, по какой цене заключается контракт со вторым участником по 44 ФЗ, — по той, которую он предложил на торгах.

Как действовать участнику № 2

С 01.01.2019 действует единый порядок заключения госконтрактов в электронных процедурах. Он прописан в ст. 83.2 закона о контрактной системе. В ч. 14 этой статьи указано, как может поступить участник № 2 при признании победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта:

  • не подписывать (в отличие от победителя, его не признают уклонившимся);
  • согласиться на исполнение;
  • направить протокол разногласий для уточнения условий.

Такого второго поставщика признают уклонившимся, если он сначала подписал проект госконтракта или направил протокол разногласий, а потом не обеспечил его или отказался подписывать. Это указано в ч. 15 ст. 83.2 закона о контрактной системе. А у победителя закупочной процедуры такой возможности нет.

Читать еще:  Дни охоты в 2019г ростовской области

Как заключить договор с участником № 2 по 223-ФЗ

В 223-ФЗ нет спецнорм для подписания договора с поставщиком, который занял второе место. Если победитель уклонился, сведения об этом передаются в Антимонопольную службу для решения вопроса о направлении сведений о победителе в реестр недобросовестных поставщиков. А заказчик работает по правилам, которые прописал в положении о закупке. Например, в едином положении Ростеха прописано, что он заключает договор еще и с третьим участником.

Что делать после заключения госконтракта с участником № 2

Заказчики взыскивают с победителя убытки, которые он причинил, когда отказался от сделки. Такие выводы сделал Верховный Суд в Определении № 309-ЭС18-7005 от 14.06.2018 по делу № А07-6567/2017.

В отличие от тендеров по 223-ФЗ, с третьим участником дело не имеют. Если и потенциальный исполнитель, который занял второе место, отказался подписывать госконтракт, то, по контрактному законодательству, заказчики не заключают договор с поставщиками, которые ранжированы на третьем месте или последующие. Признают, что аукцион не состоялся, вносят изменения в план-график и организуют тендер заново.

Забавные «отмазки» участников закупок по вопросу уклонения от заключения контракта (44-ФЗ)

Эксперты в области госзаказа говорят, что нет ничего постыдного в том, что тебя и твою компанию включили в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Тем не менее, в жизни бывает всякое. И я сам в начале косячил, был на грани. Подводили партнеры с финансами, или банк не согласовывал проект банковской гарантии с корректировками заказчика. Один раз случилось даже так, что онлайн-система банка не воспринимала мою электронную подпись, и два дня только настраивали систему банка.

В общем, все проблемы были из-за того, что все откладывалось на последний день.

Но выход всегда есть. Всем своим знакомым, решившим участвовать в закупках, я советовал перед подачей заявки подать заявки на получение банковской гарантии в банки. Сейчас достаточно банков, у которых есть онлайн-система по выдаче банковских гарантий. Ну и также советовал иметь свободные денежные средства.

Но не у всех так получается, и не все готовы замораживать деньги.

В каждом посте я указываю, что у меня есть телеграм канал, и в нем я ежедневно пишу о решениях ФАС (УФАС). В данной подборке хочу перечислить забавные «отмазки» участников закупок по вопросу уклонения от заключения контракта, которые я нашел.

1. Спам (в РНП включен).

Участник закупки пояснил, что контракт не был заключен в связи с тем, что электронное письмо о направлении контракта на подписание попало в папку «Нежелательная почта» (спам), и его поступление не было своевременно установлено ответственным за подписание контракта сотрудником. УФАС приняло решение о включении сведений в РНП. Первая инстанция, как и вторая инстанция поддержала УФАС.

2. Черепно-мозговая травма как обоснование для не включения в РНП (в РНП включен).

Участник закупки пояснил, что контракт не был заключен в связи с тем, что директор, он же и единственный участник общества, получил черепно-мозговую травму и был госпитализирован с 30.03.2019 по 03.04.2019 и не мог совершать действия, направленные на заключение контракта. Тем не менее, с целью проверки указанных сведений, УФАС запросила у оператора электронной площадки информацию об активности участника закупки и установила, что участником закупки в период с 02.04.2019 по 10.04.2019 осуществлялся вход на электронную площадку, подача заявок и ценовых предложений по другим закупкам, что не подтверждает его добросовестность, опровергает доводы о невозможности подписать контракт в связи с нахождением «единственного владельца сертификата-ключа» в лечебном учреждении. УФАС приняло решение о включении сведений в РНП. Арбитражный суд поддержал решение УФАС.

3. Командировка директора (в РНП не включен).

Участник закупки пояснил, что контракт не был заключен по причине командировки директора, к тому же вместо внесения обеспечения исполнения контракта общество планировало предоставить реестр успешно и добросовестно исполненных контрактов. Реестр также приложен к заявке на участие в данном электронном аукционе в целях подтверждения надежности и опыта выполнения аналогичных работ. Заказчик не настаивал на включении сведений об участнике закупки в РНП. УФАС приняло решение не включать сведения в РНП.

4. Отсутствовал сотрудник, отвечающий за заключение контракта (в РНП не включен).

Участник закупки пояснил, что контракт не был заключен из-за отсутствия сотрудника, отвечающего за проведение и отслеживание результата торгов, при этом обеспечение контракта было оплачено, что подтверждается платежным поручением. Также участник подтвердил намерение исполнить контракт. УФАС приняло решение не включать сведения в РНП и предписало заказчику, электронной площадке повторно направить проект контракта.

5. Сотрудник, отвечающий за заключение контракта, не знал, как заключить контракт (в РНП включен).

Участник закупки пояснил, что контракт не был заключен по причине неграмотности сотрудников ввиду участия при подписании контракта в электронном виде впервые. УФАС приняло решение о включении сведений в РНП. Арбитражный суд поддержал решение УФАС.

6. Сотрудник, отвечающий за заключение контракта не знал, как заключить контракт (в РНП не включен).

Участник закупки пояснил, что контракт не был заключен из-за недостатка навыков работы с пользовательским интерфейсом электронной площадки. Тем не менее, участником закупки было оплачено обеспечение исполнения контракта. УФАС приняло решение не включать сведения в РНП.

7. Неисправное оборудование (в РНП не включен).

При проведении электронного аукциона участники снизили начальную (максимальную) цену контракта ниже половины процента, что в соответствии с частью 23 статьи 68 ФЗ «О контрактной системе» привело к проведению аукциона на право заключения контракта путем повышения цены контракта. Участник закупки предложил заказчику 4 998 250,00 рублей за право заключить контракт. В последующем участник закупки уклонился от заключения контракта. Участник закупки пояснил, что контракт не был заключен в результате технической ошибки жесткого диска (акт о неисправности оборудования от 16.09.2019), была предложена цена контракта, в 100 раз превышающая предложение участника (49 982,50 рублей).
УФАС приняло решение не включать сведения в РНП.

8. Неисправное оборудование (в РНП не включен).

Участник закупки пояснил, что контракт не был заключен из-за того, что сломалась компьютерная техника.

УФАС приняло решение включить сведения в РНП. Тем не менее, участник закупки обжаловал решение УФАС в Суде. Суд признал решение УФАС недействительным. Суд указал, что участник закупки представил надлежащие доказательства подтверждающее добросовестное поведение: — акты о неисправности компьютерного оборудования, составленные в рамках договора на оказание услуг по абонентскому информационно-техническому обслуживанию компьютерного оборудования индивидуальным предпринимателем Ф.И.О.;
— акты о неисправности электронной подписи;
— документальное подтверждение обращения участника закупки в сервисный центр с заявлением на перевыпуск квалифицированного сертификата ключа ЭЦП;
— оплата обеспечения контракта посредством перечисления денежных средств (после регламентированного срока);
— документальное подтверждение отгрузки предмета аукциона со склада в адрес заказчика с целью своевременной доставки товара. С учётом изложенного, а также довода участника закупки о том, что оснований для уклонения от подписания и исполнения контракта перед заказчиком не имелось, в том числе в силу того, что заявитель является издателем закупаемой заказчиком литературы, суд находит добросовестным поведением участника закупки при проведении спорного аукциона.

9. Неисправное оборудование (в РНП включен).

Участник закупки пояснил, что контракт не был заключен из-за того, что участнику закупки не удалось подписать в установленный срок проект контракта ввиду неисправности компьютера, на котором находилось соответствующее программное обеспечение и электронная цифровая подпись. УФАС приняло решение о включении сведений в РНП. Арбитражный суд поддержал решение УФАС. Суд отметил, что электронная подпись представляет собой съемный переносной носитель, который можно использовать без привязки к конкретному компьютеру или месту нахождения юридического лица. Иными словами, при поломке компьютера у победителя закупки имеется объективная возможность осуществить юридически значимые действия, направленные на подписание контракта, в любом ином месте.

10. Выход из строя электронной подписи (в РНП не включен).

Участник закупки пояснил, что контракт не был заключен из-за того, что в период подписания контракта при входе на ЭТП постоянно возникала техническая ошибка, связанная с установкой новой электронно-цифровой подписи, которая была устранена с помощью технической поддержки издателя ключа, но регламентированный срок подписания контракта истек. УФАС приняло решение не включать сведения в РНП.

11. Выход из строя электронной подписи (в РНП включен).

Участник закупки пояснил, что контракт не был заключен из-за о отсутствия технической возможности: вышел из строя персональный компьютер уполномоченного лица. УФАС приняло решение о включении сведений в РНП. Арбитражный суд поддержал решение УФАС. Суд указал, что выбор рабочего места, на котором общество имело право использовать СКЗИ (программу для ЭВМ Средства криптографической защиты информации (средства электронной подписи) «КРИПТО-ПРО») согласно сублицензионного договора, был сделан внутренним актом общества.

Читать еще:  Должностная инструкция провизора склада

Соответственно, после поломки данного рабочего места — системного блока, которая, по утверждению Общества, произошла 29.04.2019, в последний день подписания контракта, общество имело возможность внутренним приказом изменить рабочее место установления СКЗИ на системный блок, находящийся в рабочем состоянии.

Соответственно, установка ЭЦП на другой системный блок по внутреннему приказу общества заняла бы меньше времени, чем ремонт системного блока.
Заявителем не представлены доказательства принятия всех от него зависящих мер по недопущению негативных для него последствий в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков, письменного обращения к заказчику с указанием причин невозможности своевременного подписания контракта.

12. Недостоверность сведений в ЕГРЮЛ (в РНП включен).

Участник закупки пояснил, что контракт не был заключен ввиду невозможности внесения обеспечения исполнения контракта по причине внесения налоговым органом записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений, которое привело к блокировке расчетного счета участника закупки. УФАС приняло решение о включении сведений в РНП. Арбитражный суд поддержал решение УФАС.

13. Блокировка ФНС расчетного счета (в РНП не включен).

Участник закупки пояснил, что контракт не был заключен в связи с наложением ограничения ИФНС на распоряжение денежными средствами и отсутствием возможности внесения денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта. УФАС приняло решение не включать сведения в РНП.

Некоторые обоснования для не включения в РНП, разумеется, подтверждались документально, в некоторых случаях, участники дополнительно оплачивали денежные средства после истечения срока для заключения контракта и всячески доказывали свою добросовестность ранее исполненными контрактами. Да и заказчики были не против снова попробовать заключить контракт.

Но не стоит забывать, что у нас не прецедентное право, и практика различается в разных субъектах РФ.

Более того, как указывают суды

Участник закупки добровольно принимает участие в закупке, а также выражает согласие при подаче заявки на условия заказчика, предусмотренные документацией, таким образом принимает на себя все риски, возникающие ввиду технической сложности проведения закупок. Участник закупки должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания последнего победителем и совершения им действий (бездействия) в противоречие с требованиями Закона о контрактной системе. С момента признания участника закупки победителем процедуры у последнего возникает две самостоятельных обязанности: подписание контракта и представление надлежащего обеспечения. При этом неисполнение каждой из них является самостоятельным основанием для признания лица уклонившимся от заключения государственного контракта. Недобросовестность участника закупки должна определяться не его виной, то есть субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота. При этом уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении действий, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, либо в бездействии, когда участник открытого аукциона по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, чем создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.

Подписывайтесь на телеграм канал и группу в вконтакте.

В каких случаях допускается отказ от заключения контракта по 44-ФЗ со стороны заказчика и исполнителя?

По нормам 44-ФЗ допускается отказ от заключения контракта как со стороны заказчика, так и поставщика. Наиболее распространенной причиной отказа от госконтракта со стороны заказчика являются нарушения со стороны поставщика, в частности, отсутствие обеспечения по контракту, тогда как во втором случае речь обычно идет о рядовом уклонении от контракта.

Отказ заказчика от заключения контракта по 44-ФЗ

Возможности отказа заказчика от заключения контракта содержатся в ст. 31 44-ФЗ. Здесь сказано, что к правам заказчика относится отказ от заключения контракта в любой момент до его подписания.

Заказчик имеет право отказаться от подписания контракта, если выяснится, что участник закупки не соответствует установленным требованиям. Хотя поставщика должны проверять на предмет соответствия требованиям еще на этапе подачи заявок на участие, но за время, которое прошло с данного момента, ситуация может измениться. Например, за указанный временной период поставщика могут включить в реестр недобросовестных поставщиков либо компания инициирует процедуру своего банкротства, или появится информация о налоговой задолженности поставщика, или в отношении руководства компании может быть инициировано уголовное преследование за экономические преступления. Все описанные причины сделают невозможным подписание контракта с указанным поставщиком и позволяют заказчику на законных основаниях отменить его.

Согласно ч. 9, 10 ст. 31 44-ФЗ, допускается уклонение заказчика от подписания договора с участником, который предоставил недостоверные сведения о себе.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Заказчик обязан отказаться от контракта при непредоставлении победителем обеспечения его исполнения.

Также в 44-ФЗ упомянуто о следующих частных ситуациях отказа от госконтракта при покупках лекарственных средств:

  1. Если не зарегистрирована предельная отпускная цена лекарств, которые предлагаются участником.
  2. Если предложенная участником цена превышает отпускную из реестра, а участник отказался от снижения предложенной им стоимости (при этом сам поставщик признается уклонистом и несет все правовые последствия, связанные с этим фактом).

Согласно статистике, каждый 10 контракт расторгают из-за нарушений, которые были допущены поставщиками. В расторжении госконтракта никто не заинтересован, но иногда поставщику приходится идти на этот шаг. Но лучше предпринять превентивные меры и отказаться от контракта еще перед его подписанием.

Отказ от заключения контракта осуществляется заказчиком до того момента, когда он будет подписан. Если это сделали обе стороны, то вступают в силу положения, касающиеся его расторжения.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Алгоритм действий заказчика

Заказчику следует придерживаться такого алгоритма действий, который прописан в ч. 11 ст. 31 44-ФЗ:

  1. В течение рабочего дня после решения об отказе от заключения контракта по 44-ФЗ он размещает в ЕИС протокол и включает в него такие сведения: место и время его подготовки, информацию о победителе, причины отказа от госконтракта и реквизиты подтверждающих документов. Этот этап является обязательным, так как необоснованный отказ является незаконным.
  2. В течение 2 рабочих дней указанный документ направляют победителю. К протоколу допускается приложить подтверждающие документы.
  3. Заказчик возвращает победителю торгов внесенное обеспечение в течение 5 дней.
  4. Заказчик может подписать госконтракт с другим участником (вторым или третьим), предложение которого отвечало требованиям.

Заказчик вправе истребовать компенсации ему убытков уклонистом, если они превышают размер обеспечения.

Имеет ли право исполнитель контракта обжаловать отказ заказчика

Исполнитель вправе обжаловать действия заказчика (например, если тот отказался подписывать контракт без обоснования причин своего решения) в ФАС или в судебном порядке.

Если же участником не будет направлена претензия в установленный период, то единственный способ обжаловать действия заказчика – обратиться в суд.

Будут ли последствия для заказчика

В случае уклонения заказчика от заключения договора по 44-ФЗ ему грозит наказание по нормам КоАП. К ответственности его может привлечь ФАС по результатам проведенной проверки.

Под уклонением также может пониматься неразмещение в ЕИС проекта контракта для его подписания победителем в установленные сроки или непубликация документа со своей подписью.

Может ли исполнитель отказаться от заключения контракта

Ситуации, которые могут заставить поставщика отказаться от подписания контракта по 44-ФЗ, могут быть самые различные:

  1. Если при заключении госконтракта участник обнаружил в аукционной документации условия, которые он выполнить не сможет, либо он сочтет их невыгодными.
  2. Если возникнет ситуация резкого и непрогнозируемого роста цен из-за валютных колебаний или изменения экономической ситуации, что делает контракт нерентабельным.
  3. Иногда участники переоценивают свои силы: например, подают заявки сразу на несколько закупок и неожиданно для себя выигрывают.
  4. Возникновение проблем с производственным оборудованием, что не дает возможности произвести нужную партию товаров.

Указанные выше ситуации хотя и побуждают поставщика отказаться от госконтракта, по закону не являются существенным условием для совершения таких действий.

К уклонистам приравниваются участники, которые в установленные временные рамки:

  1. Не направили заказчику подписанный проект контракта.
  2. Не предоставили ему необходимые документы по контракту.
  3. Не внесли обеспечение по контракту.

Стоит отметить, что при отказе второго участника от подписания контракта он также признается уклонистом и сведения о нем передаются в РНП. Такая ситуация может возникнуть, если с победителем закупки контракт так и не заключили, либо он был расторгнут.

Читать еще:  Акт приема передачи грузового транспортного средства подряднику

Отказ от заключения договора поставщиком по 44-ФЗ не всегда имеет негативные последствия. Так, если причиной послужили судебные разбирательства или обстоятельства непреодолимой силы, то он имеет право на него на законных основаниях.

Процедура отказа

Для отказа от подписания договора поставщику не всегда нужно предпринимать активные действия. Его бездействие будет приравнено к отказу. Например, неперечисление обеспечения или неподписание договора в положенные сроки.

Если у поставщика возникли обстоятельства непреодолимой силы, то он обязан уведомить заказчика об этом в течение 1 дня в письменной форме. Документ имеет произвольную форму и передается лично заказчику либо направляется ему почтой.

Как избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков

Поставщик может избежать попадания в РНП, если ему удастся доказать, что в том, что им не был подписан договор с заказчиком, нет его вины. Пытаться договориться с заказчиком о том, чтобы он не передавал информацию в реестр, не стоит. По закону тот передает сведения в реестр не по своему усмотрению: он обязан это сделать при наличии оснований.

Информация будет числиться в реестре в течение 2 дней. Для того чтобы оспорить попадание в реестр, поставщику следует обратиться с жалобой в ФАС или с исковым заявлением в суд.

Таким образом, заказчик наделен правом отказа от подписания договора, но в строго ограниченных 44-ФЗ случаях. Отказ должен быть мотивированным и обоснованным, а поставщик – уведомлен о принятом решении в письменной форме. Поставщик имеет право обжалования действий заказчика в ФАС или в суде. Исполнитель также может уклониться от подписания невыгодного договора, но за это он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Исключить неблагоприятные последствия отказа поставщик может, если докажет возникновение обстоятельств непреодолимой силы, которые препятствуют подписанию договора или вину заказчика.

Заказчик уклоняется от подписания контракта

Мы выиграли тендер. Торги были коммерческие в электронной форме. Заказчик сейчас уклоняется от подписания договора на поставку оборудования. Как поступить? Как побудить заказчика подписать контракт.

Алексей добрый день!

Торги были по 223-фз? Каким образом заказчик уклоняется? Какие действия вы предприняли для заключения договора. Направили ли Заказчику подписанный договор, предоставили ли обеспечение?

Да, 223-фз. Протокол на эл.площадке о признании нас победителем вывешен, договор готовит заказчик и должен вывесить на площадке для подписания с нами. Что он не делает. Обеспечение не требовалось. По условиям с эл.площадкой (АКД), мы платим процент от суммы контракта.

В любом случае распечатайте договор, который был ранее прикреплен заказчиком к документации, подпишите со своей стороны и направьте курьером. Вы должны совершить действия свидетельствующие о намерении заключить договор. В письме Заказчику указать на неправомерность его действий. Если видите, что диалога не получается, обращайтесь параллельно в прокуратуру и в ФАС с заявлением об уклонении Заказчика от подписания договора, со своей стороны приложите доказательства направления подписанного договора Заказчику. У Заказчика серьезная административная ответственность может наступить.

Срок определяется как правило в положении о закупках Заказчика и составляет не менее 10 дней с момента размещения информации о результатах торгов.

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 02.02.2016 г. № 309-КГ15-14384
Согласно части 4 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.
Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом № 135-ФЗ о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.
Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав, в связи с чем предписание антимонопольного органа в оспариваемой части соответствует требованиям Закона.

Вы глубоко ошибаетесь Власов Андрей. У прокуратуры есть общий надзор, рекомендую ознакомиться, что в него входит

Алексей, добрый день! Если с Вашей стороны все условия соблюдены Вы вправе обратится в суд. Торги по 223-ФЗ?

Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения.

Понятно. Мы можем подать иск в анти-монопольную службу о наказании организатора торгов штрафом?

Да, 223-фз. Протокол на эл.площадке о признании нас победителем вывешен, договор готовит заказчик и должен вывесить на площадке для подписания с нами. Что он не делает. Обеспечение не требовалось. По условиям с эл.площадкой (АКД), мы платим процент от суммы контракта.

Возможно срок не подошел, ранее 10 дней заключить не могут так как это срок на подачу жалобы в УФАС ( в случае с незаключением договора 3 месяца), сам порядок обжалования по 223-Фзустановлен ст. 18.1 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
«О защите конкуренции»

5. В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

бессмысленный совет, прокуратура не занимается этими вопросами, прокуратура в первую очередь осуществляет надзор

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
«О прокуратуре Российской Федерации», ст. 21, рекомендую

2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратурыне подменяют иные государственные органы.

это вопрос антимонопольного органа, с таким же успехом можно в приемную президента написать, наверняка ответят даже только никакого эффекта и правовых последствий такой ответ не будет иметь

В соответствии с ч. 1 ст. 447 ГК РФ договор заключается с лицом, выигравшим торги. Положениями ст. ст. 447-448 ГК РФ не предусмотрено права отказаться от заключения договора с победителем, а отказ или уклонение от подписания соответствующего контракта является злоупотреблением правом и не подлежит судебной защите. С другой стороны право победителя торгов на заключение договора может быть защищено в судебном порядке путем обращения с иском о понуждении к заключению соответствующего договора.

Думаю, что есть смысл действовать поступательно.

1. Направить заказное письмо с уведомлением и описью вложения в адрес заказчика с требованием немедленно предоставить к подписанию договор, в противном случае заявление о неправомерных действиях будет направлено в ФАС.

2. При отсутствии ответа — заявление в ФАС с указанием на нарушение заказчиком установленной обязанности по заключению контракта.

3. Одновременно на всякий случай готовить иск в суд о понуждении к заключению контракта. Если сработает вторая стадия, значит третья не понадобится. Но готовым быть надо, с тем чтобы время сберечь. если обращаться в суд все-таки понадобится.

А есть ли срок по времени, который даётся организатору торгов на подписание контракта, после объявления победителя?

Закон 223-ФЗ не регламентирует срок для заключения договора, но указывает, что данный вопрос должен быть регламентирован Положением о закупках.

Верховный суд также указал на это в п 12 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 г.) — разрабатываемое участником закупки положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а, напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов. Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав. Таким образом, заказчики обязаны установить в положении о закупках по 223-ФЗ срок для заключения договора не менее 10 дней для соблюдения права участников на обжалование.

Т.е. можно считать, что максимальный срок ограничен только разумностью и добросовестностью, как одними из основных принципов деятельности участников хозяйственного оборота в рамках Гражданского Кодекса РФ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector