Взаимоотношения владельца склада временного хранения с таможенным органом по кодексу еаэс

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СКЛАДА ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ, КАК ТАМОЖЕННОЙ УСЛУГИ

Динамичное развитие международной торговли России со странами-партнерами актуализировало предоставление негосударственных таможенных услуг участникам внешнеэкономической деятельности в целях институционального взаимодействия органов государственной власти и экспортно-импортными предприятиями. В современной технологической цепи поставок одной из наиболее востребованных околотаможенных услуг является склад временного хранения.

На данном этапе совершенствования торгово-экономических отношений развитие околотаможенной инфраструктуры необходимо для эффективного функционирования в современных рыночных условиях. Так, в рамках Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года предполагается переход на инновационный принцип развития экономики, формирование благоприятных перспектив эффективной интеграции Российской Федерации в мировое хозяйство, изменение масштабов, характера и форм внешнеэкономической деятельности.

Согласно статье 411 ТК ЕАЭС склады временного хранения – это специально определенные и обустроенные сооружения, помещения (части помещений) и (или) открытые площадки, предназначенные для временного хранения товаров [1]. Создавались СВХ с 1991 г. по инициативе и с участием иностранных компаний, которые были заинтересованы в скорейшем прохождении их грузов: финские строительные фирмы, совместно с российскими предприятиями создали таможенные терминалы «СОФИ» и «ИРБИС» [2].

На склад временного хранения могут быть помещены иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Временное хранение товаров осуществляется в течение 2 месяцев, а предельный срок не может превышать 4 месяцев. Выбор СВХ местом хранения является наиболее простым вариантом осуществления внешнеэкономической сделки и характерен для разовых или быстро осуществляемых сделок. Таможенное законодательство в последние годы существенно изменило правила ведения околотаможенной деятельности. Так, одним из основных условий включения в Реестр владельцев СВХ стало требование о внесении 2,5 млн. руб. качестве обеспечения уплаты таможенных платежей и страховая сумма для владельцев складов — не менее 2 млн. рублей [1].

Читать еще:  Благодарность профсоюзу за помощь и поддержку в организации похорон

Взаимоотношения участников внешнеэкономической деятельности и владельцев складов временного хранения строятся на договорной основе. Ставки таможенных сборов за временное хранение товаров уплачиваются в размере 1 рубль за каждые 100 кг веса в день, а в специально приспособленных и обустроенных для хранения отдельных видов товаров – 2 рубля за 100 кг в день.

Однако в последние годы наблюдается снижение количества СВХ. На 2016 г. в реестр владельцев СВХ включены 709 компаний. В 2018 году в реестр владельцев складов временного хранения включено 653 компаний. Государственных СВХ, бесплатно осуществляющих хранение товаров, около 10%. На коммерческих СВХ стоимость суточной аренды квадратного метра склада равна $1,5. С учетом брокерских услуг оформление одной фуры в Московском регионе обходится участнику ВЭД в $1000. В Северо-Западном таможенном управлении из 130 складов только девять принадлежат таможенным органам [2].

Рассмотрим распределение складов временного хранения по региональным таможенным управлениям в 2017 году — рисунок 1.

Рисунок 1 – Распределение складов временного хранения по региональным таможенным управлениям

Так, из данных рисунка 1 следует, что наибольшее количество складов временного хранения сосредоточено в Центральном таможенном управлении – 28%, Приволжское управление – 15%, Южное таможенное управление – 13%. Наименьшее количество сосредоточено в Северо-Кавказском управлении таможни — 2%.

Владельцами складов временного хранения являются российские юридические лица, включенные в реестр владельцев СВХ. Доля включенных юридических лиц в реестр владельцев складов временного хранения представлена в рисунке 2.

Рисунок 2 – Доля складов временного хранения с момента включения владельцев в реестр СВХ

Исходя из данных рисунка 2, можно сделать вывод о том, что в 2017 г. по сравнению с 2016 г. наблюдается резкий спад количества юридических лиц включенных в реестр владельцев складов временного хранения, это может быть связано с несоблюдением условий включения в реестр владельцев СВХ, которые закреплены в статье 412 ТК ЕАЭС.

Читать еще:  Вид и назначение объекта недвижимости

Основными типами транспорта, на которых доставляют грузы на СВХ, являются автодорожный (43,16%) и комбинированный — автодорожный и железнодорожный (30,89%), что позволяет доставить грузы «до двери». Кроме того, скорость доставки автомобильным транспортом достаточно высокая, что снижает затраты участника ВЭД. При этом до некоторых СВХ возможна доставка товаров различными типами транспорта, что значительно упрощает осуществление данной процедуры [4].

Владелец СВХ должен оборудовать помещения или открытые площадки складов временного хранения таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров и исключить к ним доступ лиц, не обладающих полномочиями в отношении таких товаров, а также обеспечить проведение таможенного контроля. Однако, зачастую эти условия не выполняются. Поэтому эксперты считают возможным исключение государством из реестра складов, сохраняющих блокирующий пакет акций. При этом, следует отметить, что процедура входа государства в управление акционерным обществом довольна сложна и требует определенного времени.

Таким образом, склады временного хранения являются одним из элементов негосударственных таможенных услуг, содействующих упрощению таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение.

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) от 01.01.2018. [Электронный ресурс] // СПП «КонсультантПлюс».

2. Панаедова Г.И., Быковская И.В. Региональные факторы развития внешнеэкономической деятельности субъектов Северного-Кавказа // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2015. – Т. 195. – С. 401-406.

3. Панаедова Г.И., Горлов С.М. Межрегиональные кластерные инициативы в экономике: факторы, тенденции, проблемы (на примере Северо-Кавказского федерального округа) // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. – 2016. – №4 (246). – С.85-97.

4. Рожкова Ю.В. Создание таможенно-логистических терминалов как фактор эффективного размещения таможенных органов / Ю.В. Рожкова, Н.Н. Пишак, А.И. Бабушкина // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. — 2012. — №36-1. — С. 179-182.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector