Последовательность снижения стартовой цены продажи имущества посредством публичного предложения

Порядок проведения продажи объектов муниципального имущества посредством публичного предложения

Порядок проведения продажи объектов муниципального имущества посредством публичного предложения

Продажа имущества посредством публичного предложения осуществляется с использованием открытой формы подачи предложений о приобретении имущества в течение 1 рабочего дня в рамках одной процедуры в следующем порядке:

1. Продажа имущества проводится ведущим (аукционистом) в присутствии уполномоченного представителя продавца.

2. Участникам продажи имущества выдаются пронумерованные карточки участника продажи имущества.

3. Процедура продажи начинается с объявления уполномоченным представителем продавца об открытии продажи имущества.

4. После открытия продажи имущества ведущим оглашаются наименование имущества, его основные характеристики, цена первоначального предложения и минимальная цена предложения (цена отсечения), а также «шаг понижения» и «шаг аукциона».

«Шаг понижения» устанавливается продавцом в фиксированной сумме, составляющей не более 10 процентов цены первоначального предложения, и не изменяется в течение всей процедуры продажи.

«Шаг аукциона» устанавливается продавцом в фиксированной сумме, составляющей не более 50 процентов «шага понижения», и не изменяется в течение всей процедуры продажи.

5. После оглашения ведущим цены первоначального предложения участникам предлагается заявить эту цену путем поднятия выданных карточек, а в случае отсутствия предложений по первоначальной цене имущества ведущим осуществляется последовательное снижение цены на «шаг понижения».

Предложения о приобретении имущества заявляются участниками продажи имущества поднятием карточек после оглашения цены первоначального предложения или цены предложения, сложившейся на соответствующем «шаге понижения».

6. Право приобретения имущества принадлежит участнику продажи имущества, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на соответствующем «шаге понижения», при отсутствии предложений других участников продажи имущества после троекратного повторения ведущим сложившейся цены продажи имущества. Ведущий продажи объявляет о продаже имущества, называет номер карточки участника продажи имущества, который подтвердил начальную или последующую цену, указывает на этого участника и оглашает цену продажи имущества.

7. В случае, если несколько участников продажи имущества подтверждают цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на одном из «шагов понижения», для всех участников продажи имущества проводится аукцион по установленным Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» правилам проведения аукциона, предусматривающим открытую форму подачи предложений о цене имущества. Начальной ценой имущества на таком аукционе является цена первоначального предложения или цена предложения, сложившаяся на определенном «шаге понижения».

8. Аукцион с подачей предложений о цене имущества в открытой форме проводится в следующем порядке:

8.1. После оглашения аукционистом начальной цены продажи участникам аукциона предлагается заявить эту цену путем поднятия карточек.

8.2. После заявления участниками аукциона начальной цены аукционист предлагает участникам аукциона заявлять свои предложения по цене продажи, превышающей начальную цену. Каждая последующая цена, превышающая предыдущую цену на «шаг аукциона», заявляется участниками аукциона путем поднятия карточек. В случае заявления цены, кратной «шагу аукциона», эта цена заявляется участниками аукциона путем поднятия карточек и ее оглашения.

8.3. Аукционист называет номер карточки участника аукциона, который первым заявил начальную или последующую цену, указывает на этого участника и объявляет заявленную цену как цену продажи. При отсутствии предложений со стороны иных участников аукциона аукционист повторяет эту цену 3 раза. Если до третьего повторения заявленной цены ни один из участников аукциона не поднял карточку и не заявил последующую цену, аукцион завершается.

9. По завершении аукциона аукционист объявляет о продаже имущества, называет его продажную цену и номер карточки победителя аукциона. Победителем аукциона признается участник, номер карточки которого и заявленная им цена были названы аукционистом последними.

10. В случае если участники такого аукциона не заявляют предложения о цене, превышающей начальную цену имущества, право его приобретения принадлежит участнику аукциона, который первым подтвердил начальную цену имущества. После завершения аукциона ведущий объявляет о продаже имущества, называет победителя продажи имущества, цену и номер карточки победителя.

11. Цена имущества, предложенная победителем продажи имущества, заносится в протокол об итогах продажи имущества, составляемый в 2 экземплярах.

12. Протокол об итогах продажи имущества, подписанный ведущим продажи имущества и уполномоченным представителем продавца, является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли-продажи имущества.

Если при проведении продажи имущества продавцом проводились фотографирование, аудио — и (или) видеозапись, киносъемка, то об этом делается отметка в протоколе. В указанном случае материалы фотографирования, аудио — и (или) видеозаписи, киносъемки прилагаются в течение суток к протоколу (экземпляру продавца) в соответствии с актом, подписываемым лицом, осуществлявшим фотографирование, аудио — и (или) видеозапись, киносъемку, ведущим продажи имущества и уполномоченным представителем продавца.

13. Продажа имущества признается несостоявшейся в следующих случаях:

а) не было подано ни одной заявки на участие в продаже имущества либо ни один из претендентов не признан участником продажи имущества;

б) принято решение о признании только 1 претендента участником продажи;

в) после троекратного объявления ведущим минимальной цены предложения (цены отсечения) ни один из участников не поднял карточку.

14. По результатам продажи имущества продавец и победитель продажи имущества (покупатель) не ранее чем через 10 рабочих дней и не позднее 15 рабочих дней со дня подведения итогов продажи имущества заключают в соответствии с законодательством Российской Федерации договор купли-продажи имущества.

Организатор торгов (продавец):

Отдел по управлению муниципальным имуществом и

Реализация имущества должника путем публичного предложения

При продаже активов обанкротившихся лиц осуществляется такая процедура, как реализация имущества путем публичного предложения. Как и при проведении конкурсов или аукционов, участники процесса конкурируют между собой посредством увеличения цены, за которую они готовы приобрести тот или иной объект. Однако в данном случае можно начать борьбу с гораздо меньшей суммы по сравнению с первоначальной стоимостью реализуемого предмета. Рассмотрим, что представляют собой публичные предложения по продаже имущества должников и как ведется реализация.

Когда проводятся торги

Публичное предложение — это способ продажи собственности задолжавшего кредиторам лица по заниженной стоимости. Такая процедура инициируется, когда имущество должников остается нереализованным после проведения первичных и повторных торгов. Соответственно, если предыдущие два аукциона признаются несостоявшимися, то назначаются проводимые при помощи публичного предложения торги. Их главной отличительной особенностью является снижение цены объекта через установленные системой временные промежутки. Это позволяет участникам процесса приобретать недвижимость, земельные участки и другое имущество по максимально сниженной стоимости.

Существует 2 формы подачи предложений

Согласно статистическим данным Минэкономразвития, более 90 % первичных и повторных торгов оказываются несостоявшимися. По этой причине наиболее распространенным форматом продажи имущества задолжавших физ- и юрлиц становится публичное предложение. От стандартных аукционов данная процедура отличается тем, что через определенные интервалы времени цена продаваемого объекта не увеличивается, а уменьшается. При этом суммы иногда снижаются даже на десятки миллионов рублей.

Победителем публичных аукционов признается тот, кто в установленный срок заявляет об участии в процессе и предлагает цену выше изначальной стоимости продажи лота. При подаче заявок несколькими гражданами право приобретения собственности должника переходит к участнику, который предложил максимальную цену за реализуемый предмет. Если два или более лица предлагают одинаковую сумму, объект передается тому, кто первым подал заявку на участие. Когда победитель определен, прием заявок завершается.

Что касается цели проведения публичных торгов, то они организуются для удовлетворения кредиторских требований. Вырученные от продажи вещей средства используются для погашения задолженности, возникшей у бывшего владельца имущества перед контрагентами. На стадии внешнего управления исполнительный орган может полностью продать собственность и за счет полученных денег вернуть долги кредиторам, чтобы восстановить платежеспособность задолжавшего лица.

При проведении аукциона на этапе конкурсного производства задачей управляющего является расчет с контрагентами уже после признания должника банкротом.

Порядок проведения процедуры

Современные аукционы с публичным предложением проводятся через интернет на электронных торговых площадках. В зависимости от правил подачи заявок на участие они бывают открытыми и закрытыми. Если для открытой формы проведения процедуры не характерно владение ограниченным оборотным капиталом, то для закрытой — характерно, как и указание стоимости объекта сразу в заявке. В первом же случае сначала подается заявка, и только после этого устанавливается цена.

Читать еще:  Порядок приема на работу помощника машиниста

В закрытых аукционах, как правило, реализуется залоговое имущество. Поэтому в соответствии с ФЗ № 127 «О несостоятельности» наиболее прозрачным вариантом считаются открытые торги посредством публичного предложения. Такая форма продажи активов должника обеспечивает конкуренцию за счет участия массы покупателей, в результате чего достигается максимально высокая цена.

Порядок проведения аукционов по банкротству предполагает прохождение следующих этапов.

  1. Публикация информации о предстоящем процессе: занимающееся торгами агентство сообщает через СМИ об объекте продажи, стартовой стоимости и других особенностях реализации предмета.
  2. Определение периода, по окончанию которого цена лота снизится на определенный процент.
  3. Непосредственно проведение публичных торгов, которые длятся до момента определения победителя, и подписание договора купли-продажи с выигравшим участником.

Традиционно торги по банкротству проходят в течение 30 дней, а срок приема заявок на участие чаще всего длится до 2 недель. Организатор процедуры получает задаток, после чего решает вопрос о количестве этапов и их длительности. Стоимость продаваемых вещей понижается через каждые 3–5 дней на 1–20 % от первоначально выставленного ценового номинала. Отдельно взятый период может использоваться участником процесса для заявления своей цены только 1 раз.

Следовательно, продажа имущественных активов обанкротившегося лица путем публичного предложения кардинально отличается от организации первичных и повторных торгов. Выражается это в том, что изначально заявленная цена лота не повышается. Она снижается через определенный промежуток времени.

Для проведения публичных аукционов характерна возможность активации предложения лишь после двух неудачных попыток реализовать имущество должника.

Реализация имущества путем публичного предложения в конкурсном производстве

До вступления в силу поправок, предусмотренных Законом №432-ФЗ, к Федеральному закону от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Далее – Закон о банкротстве), которыми были внесены изменения в п. 4, ст. 139 указанного закона реализация имущества должника посредством публичного предложения предусматривала признание победителем торгов — участника торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов.

Фактически природа публичного предложения являлась аналогом акцепта оферты, по аналогии со ст. 438 ГК РФ. Должник, в лице организатора торгов, предлагал неограниченному кругу лиц приобрести имущество по цене, действующей для определенного периода публичного предложения. В случае если в определенном периоде никто «не принял оферту» по оговоренной цене, то цена последовательно снижалась либо до момента, когда хотя бы одно лицо изъявило желание приобрети имущество, либо когда цена снижалась до так называемой «цены отсечения». При этом с даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращался.

Не смотря на то, что Закон о банкротстве оперирует понятием «торги», применительно к публичному предложению, тем не менее, по смыслу публичное предложение не являлось торгами. Понятие «торги», как способ заключения договора, четко не определено в ст. 447 ГК РФ. Тем не менее, можно выделить основные признаки такой формы реализации имущества должника как «торги». При проведении открытых торгов двумя базовыми признаками являются: привлечение максимального количества участников и конкуренция ценовых предложений, которая позволяет реализовать имущество с максимальной выгодой. Что касается публичного предложения, то до вступления в силу соответствующих поправок публичное предложение не удовлетворяло ни первому, ни второму признаку. Максимальное количество участников не имело смысла, так как договор заключался с участником, который первым представил заявку. По этой же причине говорить о конкуренции ценовых предложений было бессмысленно, так как договор заключался по цене предложения имущества, заранее определенной организатором торгов.

Указанное мнение подтверждалось судебной практикой [1] , согласно которой указывалось на отсутствие необходимости применения пункта 9 статьи 110 Закона о банкротстве с целью привлечения как можно большего числа покупателей для получения максимального результата, так как в данном случае общее количество заявок не имеет значения. При этом также было подтверждено положение о том, что продажа имущества посредством публичного предложения не является продажей на торгах по смыслу статьи 447 ГК РФ и пункта 5 статьи 110 Закона о банкротстве.

До внесения поправок в Закон о банкротстве сложилась практика, согласно которой ряд требований к процедуре проведения торгов посредством публичного предложения, предусмотренных Законом о банкротстве, не применялся, что приводило к нарушению прав участников торгов и ставило их в неравные условия. В частности, судами не применялись нормы абз. 11, п. 8, ст. 110 и положения п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве, согласно которым срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем 25 рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов, а также обязанность организатора торгов не позднее, чем за 30 дней до даты проведения торгов опубликовать сообщение о продаже имущества. Такое положение дел приводило к тому, что организатор торгов мог начать прием заявок в публичном предложении на следующий день после публикации сообщения о проведении торгов, в первый же день получить первую заявку, прекратить прием заявок и заключить договор купли-продажи имущества. Жалобы на подобные действия организаторов торгов неоднократно рассматривались как судами, так и органами Федеральной антимонопольной службы. Тем не менее, зачастую, суды не находили нарушений в действиях организатора торгов. В частности судами указывалось [2] , что в продаже посредством публичного предложения решающее значение имеет период действия предложения. В противном случае публикация сообщения о публичном предложении не позднее, чем за тридцать дней до даты его размещения приведет к необоснованному затягиванию срока конкурсного производства и увеличению соответствующих расходов. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в процедуре конкурсного производства не устанавливает 30-дневного срока для размещения сообщения о продаже имущества должника путем публичного предложения.

Также невозможно было определить понятие «проведение торгов» в публичном предложении. А как следствие, применить положения п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве, о не менее чем 30-дневном сроке публикации до даты проведения торгов и определить срок приема заявок не менее 25 рабочих дней с момента публикации сообщения о торгах, так как прием заявок мог быть закончен в любой момент.

Фактически ситуация радикально изменилась принятием Закона №432-ФЗ которым были внесены поправки в п. 4, ст. 139 Закона о банкротстве, согласно которым в случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество. Можно говорить о том, что данное положение дел изменило природу публичного предложения, прировняв его к торгам, так как в данной трактовке определения победителя заложены базовые признаки торгов: привлечение максимального количества участников с целью получения максимального ценового предложения и конкуренция ценовых предложений.

В связи с изменением данного порядка необходимо учесть, что вся приведенная практика, скорее всего, будет пересмотрена в обратную сторону. Так, соблюдение срока не менее 25 рабочих дней на возможность подачи заявки на участие в торгах (абз. 11, п. 8, ст. 110 Закона о банкротстве) уже имеет совершенно понятный смысл: обеспечение возможности подачи заявки на участие в торгах максимально возможному количеству заинтересованных лиц. Также как и срок в 30 дней с момента публикации сообщения о торгах, предусмотренный п. 9, ст. 110 Закона о банкротстве. Указанные сроки, как в случае торгов в форме аукциона, направлены, прежде всего, на возможность заявителя провести необходимые процедуры по регистрации на электронной площадке, ознакомиться с имуществом и подать заявку. Формальный подход по соблюдению сроков в 25 рабочих дней на подачу заявки может заключаться в том, что в первом периоде публичного предложения срок приема заявок может быть определен, как срок не менее 25 рабочих дней.

Читать еще:  Праздничные дни ночные входят в мрот в 2018 году

Остается неопределенным вопрос о понимании термина «проведение торгов» в публичном предложении в соответствии с новым порядком. Понимание данного термина важно при определении срока публикации сообщения о торгах не менее, чем за 30 дней до даты проведения торгов. Однако здесь можно обратиться к аналогиям. Согласно абз. 5, п. 13, ст. 110 Закона о банкротстве при проведении торгов с закрытой формой подачи ценовых предложений организатор торгов публично в день, во время и в месте, которые указаны в сообщении о проведении торгов, оглашает представленные участниками торгов предложения о цене. Организатор торгов рассматривает предложения участников торгов о цене и определяет победителя торгов. Часто встречается мнение о том, что «проведение торгов» является длящейся процедурой. Однако если определить момент времени, когда можно «провести» торги, то можно считать, что «проведение торгов» имеет определенные временные рамки. Как в аукционе с закрытой формой подачи ценовых предложений, так и в публичном предложении. До момента, пока не определены участники торгов, провести торги невозможно. Как и невозможно их провести до момента публичного оглашения ценовых предложений и их сравнения. То есть фактически «проведением торгов» можно считать процедуру сравнения представленных ценовых предложений.

В соответствии с новым порядком проведения торгов посредством публичного предложения, изложенным в п. 5.2. Приказа № 495 все зарегистрированные заявки на участие в торгах, направляются оператором электронной площадки организатору торгов не позднее тридцати минут после наступления окончания периода проведения торгов. Таким образом, организатор торгов, может рассмотреть поступившие заявки на участие в торгах посредством публичного предложения, определить участников торгов и сравнить ценовые предложения не ранее окончания первого периода проведения торгов. Следовательно, датой проведения торгов можно считать следующий день после окончания первого периода торгов.

Необходимо отметить, что заявитель может подать заявку на участие в торгах в «установленный срок», что фактически означает любой интервал времени в пределах «установленного срока», когда объявлен прием заявок. Следовательно ситуация при которой данный срок может быть сокращен, либо итоги торгов могут быть подведены до момента окончания «установленного срока» является недопустимой. В отличие от прежнего порядка подведения итогов публичного предложения, когда итоги торгов могли быть подведены в любой момент.

В заключение следует отметить, что положения абз. 5, п. 6.1.3. Приказа № 495 поставили точку в спорах относительно вопроса о выборе победителя торгов посредством публичного предложения исходя из поступления всех заявок в течение всех периодов публичного предложения или исходя из заявок, поступивших на определенном периоде публичного предложения. Приказом № 495 установлено, что заявки на участие в торгах, поступившие в течение определенного периода проведения торгов, рассматриваются только после рассмотрения заявок на участие в торгах, поступивших в течение предыдущего периода проведения торгов, если по результатам рассмотрения таких заявок не определен победитель торгов.

[1] Постановление 9 Арбитражного апелляционного суда от 05.07.2013 №09АП-17872/2013-ГК по Делу №А40-147200/12

[2] Определение ВС РФ от 27.07.2015 № 310-КГ15-9228 по Делу №А14-2428/2014; Определение ВАС РФ от 17.06.2014 № ВАС-7402/14 по Делу № А32-12336/2013

Реализация имущества должника путем публичного предложения

При продаже активов обанкротившихся лиц осуществляется такая процедура, как реализация имущества путем публичного предложения. Как и при проведении конкурсов или аукционов, участники процесса конкурируют между собой посредством увеличения цены, за которую они готовы приобрести тот или иной объект. Однако в данном случае можно начать борьбу с гораздо меньшей суммы по сравнению с первоначальной стоимостью реализуемого предмета. Рассмотрим, что представляют собой публичные предложения по продаже имущества должников и как ведется реализация.

Когда проводятся торги

Публичное предложение — это способ продажи собственности задолжавшего кредиторам лица по заниженной стоимости. Такая процедура инициируется, когда имущество должников остается нереализованным после проведения первичных и повторных торгов. Соответственно, если предыдущие два аукциона признаются несостоявшимися, то назначаются проводимые при помощи публичного предложения торги. Их главной отличительной особенностью является снижение цены объекта через установленные системой временные промежутки. Это позволяет участникам процесса приобретать недвижимость, земельные участки и другое имущество по максимально сниженной стоимости.

Существует 2 формы подачи предложений

Согласно статистическим данным Минэкономразвития, более 90 % первичных и повторных торгов оказываются несостоявшимися. По этой причине наиболее распространенным форматом продажи имущества задолжавших физ- и юрлиц становится публичное предложение. От стандартных аукционов данная процедура отличается тем, что через определенные интервалы времени цена продаваемого объекта не увеличивается, а уменьшается. При этом суммы иногда снижаются даже на десятки миллионов рублей.

Победителем публичных аукционов признается тот, кто в установленный срок заявляет об участии в процессе и предлагает цену выше изначальной стоимости продажи лота. При подаче заявок несколькими гражданами право приобретения собственности должника переходит к участнику, который предложил максимальную цену за реализуемый предмет. Если два или более лица предлагают одинаковую сумму, объект передается тому, кто первым подал заявку на участие. Когда победитель определен, прием заявок завершается.

Что касается цели проведения публичных торгов, то они организуются для удовлетворения кредиторских требований. Вырученные от продажи вещей средства используются для погашения задолженности, возникшей у бывшего владельца имущества перед контрагентами. На стадии внешнего управления исполнительный орган может полностью продать собственность и за счет полученных денег вернуть долги кредиторам, чтобы восстановить платежеспособность задолжавшего лица.

При проведении аукциона на этапе конкурсного производства задачей управляющего является расчет с контрагентами уже после признания должника банкротом.

Порядок проведения процедуры

Современные аукционы с публичным предложением проводятся через интернет на электронных торговых площадках. В зависимости от правил подачи заявок на участие они бывают открытыми и закрытыми. Если для открытой формы проведения процедуры не характерно владение ограниченным оборотным капиталом, то для закрытой — характерно, как и указание стоимости объекта сразу в заявке. В первом же случае сначала подается заявка, и только после этого устанавливается цена.

В закрытых аукционах, как правило, реализуется залоговое имущество. Поэтому в соответствии с ФЗ № 127 «О несостоятельности» наиболее прозрачным вариантом считаются открытые торги посредством публичного предложения. Такая форма продажи активов должника обеспечивает конкуренцию за счет участия массы покупателей, в результате чего достигается максимально высокая цена.

Порядок проведения аукционов по банкротству предполагает прохождение следующих этапов.

  1. Публикация информации о предстоящем процессе: занимающееся торгами агентство сообщает через СМИ об объекте продажи, стартовой стоимости и других особенностях реализации предмета.
  2. Определение периода, по окончанию которого цена лота снизится на определенный процент.
  3. Непосредственно проведение публичных торгов, которые длятся до момента определения победителя, и подписание договора купли-продажи с выигравшим участником.

Традиционно торги по банкротству проходят в течение 30 дней, а срок приема заявок на участие чаще всего длится до 2 недель. Организатор процедуры получает задаток, после чего решает вопрос о количестве этапов и их длительности. Стоимость продаваемых вещей понижается через каждые 3–5 дней на 1–20 % от первоначально выставленного ценового номинала. Отдельно взятый период может использоваться участником процесса для заявления своей цены только 1 раз.

Следовательно, продажа имущественных активов обанкротившегося лица путем публичного предложения кардинально отличается от организации первичных и повторных торгов. Выражается это в том, что изначально заявленная цена лота не повышается. Она снижается через определенный промежуток времени.

Для проведения публичных аукционов характерна возможность активации предложения лишь после двух неудачных попыток реализовать имущество должника.

О скидках при распродаже приватизируемого имущества

Допускается ли снижение начальной цены продажи приватизируемого государственного имущества после того как на аукцион не поступила ни одна заявка, объясняют эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Павел Ерин и Алексей Александров

Согласно статье 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Читать еще:  Письмо о неподписании акта выполненных работ

Одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является его продажа на аукционе (пп. 2 п. 1 ст. 13, ст. 18 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон N 178-ФЗ)). При этом начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в соответствии с законодательством РФ, регулирующим оценочную деятельность. Начальная цена продажи имущества указывается в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества (ст. 12, пп. 4 п. 3 ст. 15 Закона N 178-ФЗ). Закон N 178-ФЗ не устанавливает каких-либо специальных правил изменения начальной цены приватизируемого имущества в случае признания аукциона по продаже государственного или муниципального имущества несостоявшимся и последующей продаже этого имущества тем же способом или другими способами, определенными законом. Однако п. 3 ст. 23 Закона N 178-ФЗ установлено, что в случае, если вследствие признания аукциона несостоявшимся последующая продажа имущества осуществляется посредством публичного предложения, цена первоначального предложения устанавливается не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества на аукционе, который был признан несостоявшимся, а цена отсечения составляет 50% начальной цены такого аукциона.

Таким образом, если в рассматриваемой ситуации продажа имущества будет осуществлена посредством публичного предложения, государственный орган (орган местного самоуправления) не вправе устанавливать начальную цену продажи имущества ниже цены, определенной в информационном сообщении о продаже имущества на аукционе.

Отметим, что Закон N 178-ФЗ не запрещает и повторное проведение аукциона по продаже приватизируемого имущества в случае, когда предыдущий аукцион был признан несостоявшимся. Однако, поскольку специальных правил определения цены продажи имущества в этой ситуации закон не предусматривает, должны применяться общие правила, установленные ст. 12 Закона N 178-ФЗ, то есть начальная цена продажи такого имущества должна определяться в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 135-ФЗ).

Согласно ст. 8 Закона N 135-ФЗ при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в целях их приватизации проведение оценки является обязательным. При этом в целях определения начальной цены имущества, упомянутой в ст. 12 Закона N 178-ФЗ, установлению подлежит рыночная стоимость объекта оценки, что следует из ст. 7 Закона N 135-ФЗ.

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом N 135-ФЗ, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (ст. 12 Закона N 135-ФЗ).

В связи с этим Президиум ВАС РФ в п. 1 Информационного письма от 30.05.2005 N 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком» указал, что если законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа предусмотрена обязательность привлечения независимого оценщика (обязательное проведение оценки) без установления обязательности определенной им величины стоимости объекта оценки, то судам следует иметь в виду, что оценка, данная имуществу оценщиком, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной. Если в соответствии с законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность величины стоимости объекта оценки, указанной независимым оценщиком (в том числе когда законом или иным нормативным актом установлено, что объект не может быть оценен ниже или выше стоимости, названной в отчете независимого оценщика), то в случае совершения сделки (издания государственным органом акта, принятия должностным лицом или органом управления юридического лица решения) по цене, не соответствующей стоимости, приведенной в отчете независимого оценщика, такие сделка и акт государственного органа должны признаваться судом недействительными, решение должностного лица — незаконным, решение органа юридического лица — не имеющим юридической силы (п. 3 названного постановления).

Из вышеизложенного следует, что по общему правилу рыночная стоимость объекта оценки, указанная в отчете оценщика, является рекомендуемой для совершения сделки. Обязательной она является лишь в случаях, когда законодательство предусматривает обязательность установления цены сделки в соответствии с величиной рыночной стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком (в частности, когда цена сделки должна быть установлена не ниже или не выше рыночной стоимости имущества, являющегося предметом сделки). Из нормы ст. 12 Закона N 178-ФЗ буквально не следует, что начальная цена продажи государственного или муниципального имущества при его приватизации должна быть установлена в точном соответствии с рыночной стоимостью такого имущества, указанной в отчете оценщика, либо не может быть выше или ниже такой стоимости. Из этой нормы усматривается лишь необходимость соблюдения порядка определения стоимости имущества, предусмотренного Законом N 135-ФЗ, и учета величины рыночной стоимости имущества, определенной оценщиком, при установлении начальной цены продажи имущества на аукционе. Суды во многих случаях также придерживаются правовой позиции, согласно которой Закон N 178-ФЗ предусматривает лишь обязательное привлечение независимого оценщика при определении начальной цены приватизируемого имущества, но не устанавливает обязательность величины стоимости объекта приватизации, указанной независимым оценщиком (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.01.2008 N А66-663/2007, Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2009 N 06АП-3502/2009, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2008 N 15АП-7517/2008). Таким образом, буквально из положений Закона N 178-ФЗ не вытекает запрет установления начальной цены продажи государственного или муниципального имущества, приватизируемого посредством проведения аукциона, в размере ниже рыночной стоимости такого имущества, определенной в отчете оценщика. При этом закон не определяет конкретный размер возможного снижения цены. Однако с учетом возможного неоднозначного истолкования формулировки ст. 12 Закона N 178-ФЗ следование такому правовому подходу может повлечь за собой определенные правовые риски. Судебная практика не выработала единообразную правовую позицию по вопросу о правомерности изменения размера начальной цены продажи приватизируемого имущества по сравнению с величиной его рыночной стоимости, указанной в отчете оценщика. В некоторых случаях суды приходят к выводу о том, что Закон N 178-ФЗ устанавливает ограничение в определении начальной цены (не ниже рыночной) в интересах собственника, который вправе реализовать имущество и по более высокой цене, то есть полагают невозможным установление начальной цены продажи имущества ниже его рыночной стоимости (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013 N 17АП-544/13). Более того, некоторые судьи полагают, что начальная цена подлежащего приватизации государственного имущества должна устанавливаться в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность, то есть должна признаваться равной цене стоимости подлежащего приватизации объекта, указанной в отчете об оценке данного объекта. При этом увеличение начальной цены продажи имущества, по сравнению с его рыночной стоимостью, не допускается (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.06.2012 N Ф01-2361/12). Обратим внимание, что закон допускает возможность снижения цены первоначального предложения при продаже государственного или муниципального имущества (равной начальной цене продажи имущества, установленной для целей проведения аукциона, признанного несостоявшимся) в случае приватизации имущества посредством публичного предложения (ст. 23 Закона N 178-ФЗ). В свою очередь, п. 1 ст. 23 Закона N 178-ФЗ предусматривает, что продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (далее — продажа посредством публичного предложения) осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. Таким образом, в рассматриваемом случае имущество может быть предложено к продаже посредством публичного предложения, при этом цена первоначального предложения может быть снижена до минимальной цены предложения, по которой может быть продано государственное или муниципальное имущество (цены отсечения) (п.п. 2, 4.1 ст. 23 Закона N 178-ФЗ). Наконец, если продажа имущества посредством публичного предложения не состоялась, такая продажа может быть осуществлена без объявления цены (ст. 24 Закона N 178-ФЗ). Этот способ приватизации вообще не предполагает необходимости определения начальной цены приватизируемого имущества (смотрите также Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, утвержденное постановлением Правительства РФ от 22.07.2002 N 549). С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector