Права и обязанности перевозчика по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом

Права и обязанности сторон договора перевозки груза

Обязанности перевозчика. Перевозчик обязан осуществить доставку груза, а также совершать с момента принятия груза к перевозке и до момента его выдачи управомоченному лицу все необходимые для обеспечения сохранности груза действия.

В целях обеспечения сохранности груза перевозчик должен соблюдать условия и режим перевозки отдельных видов грузов (например, поддерживать определенную температуру в вагонах при перевозках скоропортящихся грузов), обращаться с грузом в соответствии с указаниями грузоотправителя, сделанными путем нанесения на тару специальной маркировки типа «верх», «не кантовать» и проч., применять приемы и способы вождения транспорта, обеспечивающие безопасность движения и сохранность грузов.

Перевозка отдельных видов грузов допускается только с обязательным сопровождением и охраной в пути (ст. 17 УЖТ РФ). На железнодорожном транспорте к таким грузам относятся, в частности, машины, тракторы, опасные грузы и т. д.

Транспортные уставы и кодексы, а также правила перевозок определяют сроки, в течение которых перевозчик обязан хранить груз. Например, п. 4 ст. 79 КВВТ РФ устанавливает, что он хранится в порту назначения бесплатно в течение суток, не считая дня прибытия судна. Далее груз хранится за дополнительную плату, взыскиваемую с грузовладельца. Аналогичное правило предусмотрено ст. 38 УЖТ РФ. При этом на перевозчике лежит обязанность своевременно уведомить грузополучателя о прибытии груза. При отсутствии такого уведомления перевозчик не имеет права взыскивать плату за хранение груза за период до получения грузополучателем уведомления о прибытии груза.

Перевозчик обязан доставить груз в установленный в соответствии с законодательством срок, а при его отсутствии — в разумный срок (ст. 792 ГК РФ). Он может, если это не грозит сохранности грузов, увеличить скорость и доставить груз досрочно. Обязательство признается исполненным своевременно, если перевозчик в надлежащие сроки не только доставит груз в пункт назначения, но до истечения сроков доставки совершит дополнительные действия, предусмотренные транспортным законодательством, например выгрузит грузы своими техническими средствами или подаст вагоны на подъездной путь получателя (ст. 33 УЖТ РФ).

В обязанности перевозчика входит передача груза надлежащему получателю, т. е. лицу, указанному в транспортной накладной или ином документе (например, коносаменте). Выдается груз в том же порядке, в каком он был принят от отправителя. Если вес груза определялся перевозчиком совместно с отправителем, то и при выдаче груза его вес определяется совместно. И наоборот, груз выдается без проверки веса, если при его приемке вес определялся отправителем без участия перевозчика.

Перевозчик обязан сообщать грузоотправителю, грузополучателю или иному лицу, уполномоченному распоряжаться грузом, о различных обстоятельствах, препятствующих исполнению обязательства в соответствии с условиями договора. Например, если вследствие запрещения соответствующих властей, стихийных явлений или иных причин, не зависящих от перевозчика, возникает необходимость в изменении условий перевозки, перевозчик обязан немедленно уведомить об этом грузоотправителя, грузополучателя или иное управомоченное распоряжаться грузом лицо, известное перевозчику (ст. 153 КТМ РФ, п. 2 ст. 110 ВК РФ).

Законодатель устанавливает также обязанность перевозчика страховать ответственность перед грузовладельцем за утрату, недостачу или повреждение груза (ст. 134 ВК РФ).

Перевозчик имеет право на получение платы за перевозку, а также возмещение иных расходов, понесенных в связи с перевозкой (при выгрузке груза, хранении и т. п.).

Кроме того, перевозчик вправе:

уничтожить, обезвредить или выгрузить легковоспламеняющийся, взрывчатый груз, если он становится опасным для других грузов (ст. 151 КТМ РФ, ст. 86 КВВТ РФ);

реализовать груз, не востребованный в установленные правилами перевозок сроки (ст. 82 КВВТ РФ, ст. 48, 49 УЖТ РФ);

удерживать прибывший в адрес получателя груз до момента внесения всех причитающихся ему платежей, а при уклонении от внесения данных платежей — реализовать груз (п. 4 ст. 790 ГК РФ, п. 5 ст. 79 КВВТ РФ, ст. 35 УЖТ РФ, п. 2 ст. 160 КТМ РФ).

Права и обязанности грузоотправителя и грузополучателя.

Грузоотправитель обязан оплатить перевозку и другие услуги перевозчика. Как правило, перевозка оплачивается до того, как груз фактически доставлен получателю.

Грузоотправитель также обязан:

принять доставленный в его адрес груз, вывезти его со станции или из порта в надлежащие сроки. При этом права и обязанности грузоотправителя идентичны правам и обязанностям грузополучателя;

распорядиться грузом, не принятым грузополучателем (п. 6 ст. 79 КВВТ РФ, ст. 34 УЖТ РФ, ст. 16 Устава автомобильного транспорта).

Грузоотправитель имеет право:

переадресовать груз, т. е. изменить грузополучателя, указанного в транспортной накладной, при условии, что груз еще не выдан получателю либо ему иным образом не передано право на груз, например путем вручения транспортной накладной или коносамента (ст. 31 УЖТ РФ, ст. 78 КВВТ РФ, ст. 149 КТМ РФ);

требовать от перевозчика выдачи ему груза в установленном порядке (с проверкой веса и состояния груза или без нее), в том числе потребовать груз обратно до начала перевозки (ст. 149 КТМ РФ, п. 1 ст. 110 ВК РФ).

За получателем груза признается право требовать выдачи ему груза в месте назначения.

В обязанности грузополучателя входит:

принятие и своевременный вывоз с территории порта, станции, аэропорта прибывшего в его адрес груза. Если грузополучатель в установленные сроки не принял груз, перевозчик вправе сдать его на хранение за счет грузоотправителя с уведомлением его об этом.

Грузополучатель может отказаться принять груз только в случае, если по вине перевозчика качество груза изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного использования его по назначению (ст. 36 УЖТ РФ, п. 5

ст. 79 КВВТ РФ, п. 2 ст. 15 Устава автомобильного транспорта). Если порче подверглась только часть однородного груза, это не дает грузополучателю права отказаться от всей партии груза;

осуществление окончательных расчетов с перевозчиком, в частности он обязан оплатить перевозку, если это ранее не было сделано грузоотправителем (ст. 30 УЖТ РФ, ст. 160 КТМ РФ).

57. Права и обязанности сторон по договору перевозки грузов. Обязанности грузополучателя.

Грузоотправитель — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной. Грузоотправителем может являться не только владелец груза, но и лицо, выступающее от его имени (п. 4 ст. 2 УАТ). Перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на его получение лицу. Грузополучатель в заключении договора не участвует, однако он управомочен на получение груза.

• при разовой перевозке подать заявку на перевозку в установленный срок, а при систематических перевозках заключить долгосрочный договор об организации перевозок (ст. 798 ГК);

• предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме, если заключен договор об организации перевозки грузов (ч. 1 ст. 798 ГК);

• предъявить претензии к перевозчику груза до предъявления иска в суд при ненадлежащем исполнении договора (п. 1 ст. 797 ГК). Срок исковой давности по таким требованиям – 1 год (п. 3 ст. 797 ГК);

• отказаться от поданных ему транспортных средств, если они не пригодны для перевозки его груза (ч. 2 п. 1 ст. 791 ГК);

• осуществить погрузку в соответствии с установленными правилами, если она предусмотрена договором (п. 2 ст. 791 ГК), и в сроки, предусмотренные им (п. 3 ст. 791 ГК);

• подать отправителю исправные транспортные средства, пригодные для перевозки соответствующего груза в срок, установленный в заявке грузоотправителя (п. 1 ст. 791 ГК);

• осуществить погрузку груза, если это предусмотрено договором (п. 2 ст. 791 ГК).

• выгрузить прибывший груз в срок, предусмотренный договором (п. 3 ст. 791 ГК);

• предъявить претензии к перевозчику груза до предъявления иска в суд при ненадлежащем исполнении договора (п. 1 ст. 797 ГК).

Читать еще:  Письмо просьба о бюджетном финансировании

Грузополучатель, в свою очередь, обязан принять поступивший в его адрес груз. Отказаться от прибывшего в его адрес груза грузополучатель может только в случае, если качество груза вследствие его порчи или повреждения изменилось настолько, чтя исключает возможность его полного или частичного использования. Грузополучатель не является стороной по договору перевозки груза, в связи с этим, по общему правилу, требование перевозчики к грузополучателю об исполнении обязанностей по договору пере! возки неправомерно, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

58. Ответственность сторон по договору перевозки грузов. Условия ответственности перевозчика (презумпция вины перевозчика, бремя доказывания, срок для предъявления претензий, срок исковой давности и др.). Основания ответственности. Размер ответственности. Обстоятельства, исключающие ответственность перевозчика (на примере ж/д перевозки).

1. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

2. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

Обстоятельства, которые исключают ответственность перевозчика за несохранность грузов на различных видах транспорта, можно разделить на две наиболее характерные группы по признаку распределения бремени доказывания между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем).

Первая группа предусматривает презумпцию вины перевозчиков, и согласно содержанию этих статей перевозчик обязан доказать отсутствие своей вины, в противном случае он должен нести ответственность за несохранность груза.

Следует отметить, что эти обстоятельства на всех видах транспорта в основном одинаковые, и это дает возможность выделить наиболее характерные.

К ним относятся:

а) вина грузоотправителя и грузополучателя;

б) особые естественные свойства перевозимого груза, вызвавшие его поломку, ржавчину, внутреннюю порчу и другие последствия;

в) недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке, или применение тары, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути;

г) сдача груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий или предосторожности для сохранности груза при перевозке или хранении;

д) сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму.

Вторая группа обстоятельств предусматривает презумпцию невиновности перевозчика. В статье 118 Устава железнодорожного транспорта, ст. 118 Кодекса внутреннего водного транспорта, ст. 168 Кодекса торгового мореплавания и ст. 35 Устава автомобильного транспорта и городского электрического транспорта перечисляются обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответственности за несохранность груза при перевозке, когда бремя доказывания вины перевозчика возложено на грузоотправителя или грузополучателя при получении груза в пункте назначения.

К таким обстоятельствам относится, например, прибытие груза в пункт назначения в исправном состоянии, за исправными запорно-пломбировочными устройствами (пломбами), установленными грузоотправителем. Предполагается, что доступа к грузу во время его следования в адрес грузополучателя не было.

Перевозчик несет ответственность за недостачу груза лишь в том случае, если будет доказано обратное.

Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;

в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Права и обязанности сторон договора перевозки груза и их исполнение

Содержание договора перевозки груза

Содержание договора перевозки грузов представляет собой совокупность условий, на которых он заключен (ст. 432 ГК РФ).

К числу основных условий договора относятся:

1) условие о предмете, т.е. об услуге по перевозке конкретного груза (ст. 785 ГК РФ). В соответствии со ст. 11, 25, 26 УЖТ РФ в поданной грузоотправителем заявке, а также в оформленной им транспортной накладной должны содержаться сведения о перевозимом грузе, его наименовании, массе и количестве занимаемых мест, об основных свойствах грузов, а также о железнодорожной станции назначения.

2) условие о сроке доставки груза (ст. 792 ГК РФ). В силу ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

Согласно ст. 33 УЖТ РФ сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.

3) условие о провозной плате (ст. 790 Г РФ). В силу ст. 790 ГК РФ за перевозку грузов взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии со ст. 15 УЖТ РФ плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки грузов, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое они перевозятся, по причинам, зависящим от владельца инфраструктуры и перевозчика. Порядок определения такого расстояния устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. В случаях, указанных в тарифном руководстве, плата за перевозки грузов взимается исходя из фактически пройденного расстояния.

4) условие о скорости перевозки грузов (ст. 14 УЖТ РФ). В силу ст. 14 УЖТ РФ перевозки грузов осуществляются грузовой или большой скоростью. Критерии определения категорий скорости перевозок грузов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Грузоотправитель выбирает одну из этих категорий скорости перевозок грузов и указывает ее в транспортной железнодорожной накладной. В случае, если перевозка груза допускается только большой скоростью, грузоотправитель должен указать данную скорость. Перечень направлений, по которым осуществляются перевозки только большой скоростью, публикуется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в сборнике правил перевозок железнодорожным транспортом.

Основные права и обязанности сторон договора перевозки груза определены ст. 785, 790, 792 ГК РФ и соответствующими нормами транспортных уставов и кодексов.

К числу основных прав и обязанностей перевозчика относятся:

1) обязанность доставить вверенный перевозчику отправителем груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок (ст. 792, ст. 33 УЖТ РФ);

2) обязанность доставить вверенный ему груз в пункт назначения в сохранности (ст. 796 ГК РФ, ст. 33, 45 УЖТ РФ);

3) обязанность уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон (ст. 34 УЖТ РФ);

4) по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения обязанность выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы (ст. 36 УЖТ РФ).

Основными правами и обязанностями грузоотправителя являются:

Читать еще:  Персональные данные не будут переданы третьим лицам

1) обязанность внести плату за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи (ст. 790 ГК РФ, ст. 30 УЖТ РФ);

2) обязанность обеспечить прием доставленного перевозчиком груза в пункт назначения (ст. 36 УЖТ РФ);

3) право на переадресацию груза с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения (ст. 31 УЖТ РФ).

93.79.221.197 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Ответственность сторон по договору перевозки груза железнодорожным транспортом

Дата публикации: 05.07.2019 2019-07-05

Статья просмотрена: 173 раза

Библиографическое описание:

Бояркина Е. В. Ответственность сторон по договору перевозки груза железнодорожным транспортом // Молодой ученый. — 2019. — №27. — С. 173-175. — URL https://moluch.ru/archive/265/61378/ (дата обращения: 23.12.2019).

В настоящей статье на основании судебной практики Москвы и Московской области проводится анализ привлечения к ответственности за нарушения сторонами условий перевозки груза железнодорожным транспортом, выявляются пробелы правового регулирования, предлагаются решения выявленных проблем.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт. Перевозка, груз, ответственность, перевозчик, грузоотправитель, вина, неустойка.

Согласно договорам об организации перевозок перевозчики обязуются в установленные сроки принимать грузы в обусловленном объеме, а грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозки.

Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом в настоящее время представляет собой один из составляющих элементов сложного юридического состава, находящегося в основе обязательства по осуществлению перевозки грузов железнодорожным транспортом.

Другими элементами указанного юридического состава является достижение перевозчиком и грузоотправителем соглашения о предъявлении грузоотправителем груза к перевозке, а в необходимых случаях и договор об организации перевозок [6].

Перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки, условия которого, ответственность сторон определяются соглашением сторон, если ГК РФ, Уставом железнодорожного транспорта РФ [2] (далее — УЖТ РФ), иными законами и изданными в соответствии с ними правилами не установлено иное [3].

Положения гл. 40 ГК РФ в большинстве случаев содержат отсылочные нормы к транспортным уставам и кодексам, отражающим специфику отдельных договоров в сфере транспортной деятельности [4].

Отправители и получатели груза несут ответственность за несоблюдение условий договора перевозки груза.

В первую очередь они несут ответственность за несвоевременные расчеты с перевозчиком за перевозку груза, которая выражается в уплате процентов, — ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации [1].

Грузоотправитель несет ответственность за неточное указание в товаро-транспортном документе сведений о грузе, что влечет понижение стоимости перевозки или оказывает влияние на безопасность транспорта, за отправление запрещенных для перевозок видов грузов. Также грузоотправитель несет ответственность за нарушение установленных правил перевозок и таможенных норм, в результате чего произошла задержка транспортных средств органами, осуществляющими государственный надзор.

Грузоотправитель может быть привлечен также за то, что причинил своими действиями повреждение транспортных средств.

Наиболее подробные правила об ответственности отправителя и получателя груза содержит Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Ответственность за невыполнение заявки (заказа) при перевозках грузов на транспорте, в отличие от общегражданской имущественной ответственности по принципу вины (ст. 401 ГК РФ), наступает не только за вину, но и за случай.

Статья 19 УЖТ устанавливает, что грузоотправитель и грузополучатель могут быть привлечены к ответственности за убытки, которые возникли при перевозке в связи с происшедшими по их вине различными видами ситуаций [7].

Обстоятельства, которые освобождают грузоотправителя от ответственности за невыполнение обязательств на перевозку грузов, установлены ст. 116 УЖТ.

Следует отметить, что ст. 104 УЖТ предусмотрена ответственность грузоотправителя, грузополучателя при повреждении или утрате предоставленных перевозчиком вагонов, контейнеров. Субъекты, несущие ответственность, обязаны отремонтировать либо возместить перевозчику стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров.

Кроме того, грузоотправители, грузополучатели возмещают перевозчику убытки, понесенные им вследствие повреждения или утраты вагонов, контейнеров.

Рассмотрим на примере судебной практики. АО «Талтэк Транс» обратилось в Арбитражный суд г. Мовсквы с иском к ОАО «Российские железные дороги» о взыскании 477556,16 руб убытков.

Как следует из материалов дела, в августе 2017г. вагоны отцеплены перевозчиком на станциях Российских железных дорог по коду неисправности 107 — выщербина обода колеса, для проведения текущего ремонта.

На основании статей 20,105 Устава железнодорожного транспорта РФ ответственность за повреждение или утрату вагонов или их узлов и деталей, принадлежащих различным другим юридическим лицам, возлагается на перевозчика.

Истец обеспечил исправное состояние своих вагонов, что подтверждается принятием их Ответчиком к перевозке. Следовательно, приняв вагоны к перевозке, перевозчик тем самым подтвердил их техническую исправность.

По условиям перевозки, перевозку вагонов и обслуживание тормозного оборудования локомотивов и вагонов осуществляет перевозчик (ОАО «РЖД»).

Следовательно, ОАО «РЖД» повредило вагоны АО «ТалТЭК Транс» посредством неправильной эксплуатации колёсных пар.

Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное. Данные выводы подтверждаются многочисленной судебной практикой, например, Постановлениями Девятого Арбитражного Апелляционного суда от от 16.03.2018г. А40–186379/17, 29.09.2017г. по делу № А40–224481/16.

Статья 105 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» возлагает на перевозчика, повредившего принадлежащие другому лицу вагоны, обязанность возместить фактическую стоимость повреждённых вагонов, а также убытки, понесённые владельцами вагонов вследствие их повреждения, то есть иные убытки.

Поскольку материалами дела подтверждено нарушение ответчиком условий договора, и ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности выполнения взятых на себя обязательств в отсутствие его вины, исковые требования истца признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению [8].

Размер законной неустойки, как и предел ответственности, установленный в ст. 97 УЖТ РФ, носит императивный характер, в связи с чем не может изменяться судебным решением [5].

На основании изложенного, в целях урегулирования судебной практики, пункт 78 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7 следует дополнить указанием: «. целевым назначением снижения законной неустойки является защита интересов «слабой стороны» договора, которая, в силу преобладающего влияния на рынке контрагента, может быть вынуждена заключить договор». Данное указание позволит исключить возможность снижения законной неустойки в отношения субъектов, занимающих монопольное положение.

Обязанности перевозчика по договору перевозки груза

Нормативное регулирование перевозки пассажира и груза

Законодательные акты и международные соглашения

Обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира или груза закреплены на законодательном уровне, а именно:

  • в Гражданском кодексе РФ (далее — ГК);
  • Воздушном кодексе РФ (далее — ВК);
  • Кодексе внутреннего водного транспорта РФ (далее — КВВТ);
  • Кодексе торгового мореплавания РФ (далее — КТМ);
  • законе «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее — Устав ж/д транспорта);
  • законе «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ (далее — Устав автотранспорта).

При международной транспортировке груза применяют:

  • Гамбургскую Конвенцию ООН о морской перевозке грузов 1978 года.
  • Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 года.
  • Женевскую Конвенцию о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 года.
  • Монреальскую Конвенцию для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 года.

Подзаконные нормативные акты

Подробные сведения об обязанностях перевозчиков можно почерпнуть из подзаконных нормативно-правовых актов, а именно:

  1. Из ряда правил, утвержденных постановлениями Правительства РФ:
    • от 02.03.2005 № 111 («Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа…»);
    • от 15.04.2011 № 272 («Правила перевозок грузов автомобильным транспортом», далее — правила № 272)
    • от 14.02.2009 № 112 («Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», далее — правила № 112).
  2. Из правил, утвержденных приказами Минтранса России:
    • от 28.06.2007 № 82 («Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов…»);
    • от 05.05.2012 № 140 («Правила перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте»);
    • от 19.12.2013 № 473 («Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом»).

Ответственность при перевозке пассажиров

Ответственность по договору перевозки пассажиров и багажа наступает при невыполнении перевозчиком возложенных на него обязательств.

Читать еще:  Праздничные дни ночные входят в мрот в 2018 году

По договору перевозки пассажиров перевозчик обязуется не только переместить лицо и его имущество из одного пункта в другой. Так, транспортные услуги для пассажира поезда сопровождаются (ст. 80 Устава ж/д транспорта):

  • обеспечением его безопасности и сохранности его имущества;
  • соблюдением установленного расписания;
  • выполнением санитарных норм;
  • наличием и возможностью пользования инфраструктурой и др.

По общим правилам перевозчик независимо от вида транспорта понесет ответственность, если:

  • не подал транспорт к установленному сроку (ст. 794 ГК);
  • задержал отправку транспорта (ст. 795 ГК);
  • допустил повреждение или утрату багажа (ст. 796 ГК).

Рассмотрим более подробно ответственность по договору перевозки за жизнь и здоровье пассажира на примере железнодорожного транспорта.

В случае смерти пассажира поезда его родственники вправе претендовать на выплату 2 000 000 руб. (ст. 113 Устава ж/д транспорта).

Если в результате роковой поездки человек стал инвалидом, он имеет право на компенсацию в зависимости от установленной ему группы:

  • I гр. — 2 000 000 руб.;
  • II гр. — 1 400 000 руб.;
  • III гр. — 1 000 000 руб.

При получении увечий, не влекущих установление инвалидности, размер возмещения определяется процентными нормативами, установленными Правилами расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего, утв. постановлением Правительства РФ от 15.11.2012 № 1164.

Срок исковой давности

Срок исковой давности по договору перевозки отличается от общего 3-годичного срока. Так, исходя из п. 3 ст. 797 ГК, перевозчик груза или его клиент обязан успеть заявить свое требование противной стороне в течение 1 года. Дата, с которой начинается отсчет этого срока, определяется в зависимости от вида транспорта, например:

  • при доставке груза по морю — через 30 дней после запланированной даты доставки груза (ст. 408 КТМ);
  • ж/д перевозке — с момента наступления события (ст. 125 Устава ж/д транспорта);
  • просрочке доставки груза автотранспортом — со дня его выдачи (ст. 42 Устава автотраснпорта);
  • воздушной перевозке — с момента получения ответа на претензию или через 45 дней от даты претензии, если оппонент ее проигнорировал (ст. 128 ВК).

Обратим внимание, что по искам о перевозке пассажиров могут быть установлены особые сроки, например:

  • 3 года — при перевозках по внутренним водам (ст. 164 КВВТ);
  • 2 года — при международных воздушных перевозках (ст. 35 Монреальской Конвенции 1999 года).

При определении давностного срока суд исходит из правовой природы договора, а не из его названия. Договор на оказание услуг по транспортировке может быть квалифицирован как договор перевозки, тогда применяется сокращенный исковой срок (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.10.2015 № Ф02-5123/2015).

Если договор заключен на организацию и сопровождение перевозок, он может расцениваться как договор на оказание услуг, к которому будет применяться общий давностный срок (постановление Президиума ВАС РФ от 12.02.2013 № 14269/12).

Какие действия обязуется выполнить перевозчик грузов

По договору перевозки груза перевозчик обязуется прежде всего перевезти груз в установленное место и сделать это в установленный срок.

ВАЖНО! К перевозкам не применяется правило ст. 193 ГК, согласно которому срок, оканчивающийся в нерабочий день, автоматически переносится на следующий рабочий (определение Верховного суда РФ от 05.06.2015 № 307-ЭС14-2603). Следовательно, вверенный груз нужно доставить именно в тот день, который указан в договоре, даже если это выходной.

Закон не возлагает на перевозчика каких-либо иных обязательств, помимо обязанности доставить груз. Если клиенту требуются дополнительные услуги, связанные с перевозкой груза, например организация погрузки, разгрузки и т. п., в этом случае целесообразно заключить договор транспортной экспедиции со специализированной организацией (гл. 41 ГК). Для получения более подробной информации рекомендуем вам нашу статью Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки.

Ответственность перевозчика грузов за нарушение договора

За нарушение договора перевозки груза ответственность предусмотрена транспортными уставами и кодексами, в которых, например, установлены такие штрафы:

  • За неподачу простых вагонов под погрузку — 10 руб. за каждую тонну, а рефрижераторных — 20 руб. (ст. 94 Устава ж/д транспорта).
  • За неподачу под погрузку автотранспорта — 5% в час от платы за перевозку по договору в городском сообщении и 1% — в междугороднем (п. 3 ст. 34 Устава автотранспорта).
  • За просрочку доставки груза по железной дороге — 9% в день от провозной платы, но в пределах суммы за перевозку (ст. 97 Устава ж/д транспорта).
  • За просрочку доставки автотранспортом — 9% в день от провозной платы, но в пределах ее полного размера (п. 11 ст. 34 Устава автотранспорта).
  • За просрочку доставки груза самолетом — 25 руб. за каждый час, но в пределах половины платы за перевозку (ст. 120 ВК).

Помимо установленных штрафов, возможно взыскание убытков. Читайте об этом здесь Какая неустойка взыскивается сверх суммы убытков?

ВАЖНО! Ответственность по договору перевозки грузов может быть увеличена, но не снижена соглашением сторон (п. 2 ст. 793 ГК).

Перевозчик должен возместить стоимость утраченного груза. Она определяется по счету поставщика или договору, а в их отсутствие — исходя из рыночных цен (п. 2 ст. 796 ГК). Если цены указаны в накладной на перевозку, рыночная цена неприменима (постановление АС Дальневосточного округа от 06.12.2016 № Ф03-5298/2016).

Как предъявлять претензии при перевозке автомобильным транспортом

Предъявление претензии по договору перевозки автомобильным транспортом регламентируется:

  • гл. 7 Устава автотранспорта;
  • разд. VII правил № 272 — при перевозке грузов;
  • разд. VI правил № 112 — при перевозке пассажиров и их багажа.

При перевозке грузов соблюдение претензионного порядка является необходимым условием перед предъявлением иска. При этом, если перевозчик в течение 30 дней не ответил на претензию, то он не имеет права ссылаться на то, что претензия не соответствовала установленным требованиям, например к ней не были приложены необходимые документы и истцом не был соблюден претензионный порядок (п. 33 постановления пленума ВС РФ от 26.06.2018 № 26).

При фрахтовании досудебный порядок урегулирования спора обязателен, если спор рассматривается в арбитражном суде (ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ). О том, что такое фрахт, читайте в нашей статье Договор фрахтования транспортного средства (образец).

Для пассажиров претензионная процедура — необязательный этап.

Однако до составления претензионного письма следует позаботиться о составлении акта, в котором будет зафиксировано нарушение. Он должен быть составлен не позднее 1 дня после произошедшего события. В товарно-транспортной накладной нужно сделать отметку о составлении акта и кратко описать событие.

ВАЖНО! Если сторона конфликта уклоняется от подписания акта, другая сторона может оформить акт самостоятельно, но до этого необходимо направить оппоненту письменное уведомление.

Неосновательное обогащение при перевозке

Неосновательное обогащение (гл. 60 ГК) характеризуется:

  • приобретением или сбережением одним лицом имущества за счет иного лица;
  • отсутствием оснований для такого приобретения, вытекающих из закона или договора.

Для возврата незаконно полученного предъявляется претензия о неосновательном обогащении по договору перевозки, а затем иск о взыскании неосновательного обогащения (либо сразу иск — при пассажирской перевозке, см. выше).

Неосновательное обогащение по договору перевозки возможно, например, в таких ситуациях:

  • за транспортировку груза была перечислена плата, но перевозка не состоялась по вине перевозчика;
  • перевозчик получил провозную плату в размере большем, чем установлено соответствующими тарифами;
  • вместо нулевой ставки НДС при международной перевозке грузов в соответствии с подп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ перевозчик начислил 18%.

ВАЖНО! Не признается неосновательным обогащением стоимость проездного билета, если пассажир им не воспользовался (определение Верховного суда РФ от 20.02.2008 № 4-Г08-1).

Итак, обязанности перевозчика регламентируются целым рядом нормативных актов в зависимости от вида используемого транспорта. Договорная ответственность перевозчика не должна быть ограничена по сравнению с санкциями, определенными в законе. Для предъявления исков по поводу перевозки грузов установлен срок 1 год.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector