Право собственности на земельный участок кладбище

Подлежат ли кадастровому учету кладбища, как сооружения?

Кадастровый учет на государственном уровне применительно к земельным участкам — обязательная процедура, подразумевающая фиксацию надела в специальном реестре. Факт регистрации подтверждает наличие надела, а также позволяет совершать с ним сделки — продавать, покупать, передавать наследникам или решать иные вопросы. В процессе постановки на кадастровый учет каждый ЗУ получает персональный кадастровый номер. При этом регистрация обязательна практических для всех объектов, в том числе специфических. Рассмотрим, подлежат ли кадастровому учету кладбища, как сооружения, что говорит законодательства, и по какой процедуре проходит постановка на учет.

Причины регистрации

Кадастровый учет — процесс, подразумевающий отражение сведений о недвижимости в ЕГРН. Выполнение таких действия обязательно для решения следующих задач:

  • Проведения операций с недвижимостью.
  • Контроль объектов и земли на территории государства, создание планов на мероприятия по землеустройству и градостроительству.
  • Вычисление размера налога.

Что необходимо ставить на кадастровый учет?

Полный перечень объектов, которые подлежат регистрации, рассмотрены в ФЗ №218 (статья 1, пункт 7). Если говорить в целом, постановке на учет подлежат объекты, которые тесно связаны с ЗУ и не могут быть перенесены без разрушения. К примеру, для построек главным критерием, свидетельствующим о необходимости регистрации, является наличие фундамента. Вот почему постановка на учет сарая обязательна, а вот для туалета или палатки для торговли в этом нет необходимости.

Что касается земельных участков, они передаются новым владельцам из местных или государственных земель, а после регистрируются в ЕГРН. Основание для выполнения такой работы — план межевания и правоустанавливающие бумаги. Заявитель должен подтвердить, что ЗУ находится в его владении на базе договора дарения, ренты или купли-продажи.

Если новый земельный участок находится вблизи других наделов, которые поставлены на учет, не обойтись без согласования границ. Выделение и регистрация надела происходит при наличии обременения. При этом площадь ЗУ не должна быть меньше параметров, указанных в градостроительных актах или ЗК РФ.

Также на учет ставятся следующие объекты:

  • Жилое здание (в том числе с большим числом квартир).
  • Квартиры и жилые помещения (при наличии двух критериев — обособленности и изолированности).
  • Садовые (дачные) постройки. Обязательно требование для регистрации — отнесение объекта к капитальной постройке. Главным критерием, как отмечалось выше, является наличие фундамента.
  • Нежилые объекты. Исключением являются сооружения, которые не могут использоваться без основного здания. Факт принадлежности к капитальной постройке определяется кадастровый инженер.

Если говорить об объектах недвижимости, на учет ставятся гаражи, машино-места, имущественные комплексы, мосты, газопроводы и другое.

Подлежат ли кадастровому учету кладбища?

С учетом сказанного напрашивается вывод, что регистрации обязательна для земельных участков и капитальный строения. Но остается еще один вопрос — подлежат ли кадастровому учету кладбища, и можно ли их рассматривать как сооружения. Сразу отметим, что кладбищенская земля не относится к сооружению, но регистрация этого объекта является обязательной. Такой ЗУ относится к наделам специального назначения. При этом на территории кладбища могут быть сооружения и постройки, например, крематорий.

Выделение земельных наделов для строительства происходит на базе ЗК РФ под номером 136. Так, в статье 30, пункте первом указано, что выдача ЗУ для возведения объектов осуществляется двумя способами — без предварительного согласования и с обязательным выполнением этой работы. С учетом того, что ЗУ под кладбище передаются местными органами власти, для таких объектов характерны обе приведенные формы.

В ЗК РФ (статье 30, пункте 11) указано, что в предварительном согласовании нет необходимости при выполнении таких условий:

  • Объект размещается в селе или городе.
  • Учитываются градостроительные документы о застройке, а также правила пользования землей.

В рассмотренном кодексе рассматриваются и иные случаи, позволяющие избежать согласования.

Возможны ситуации, когда получение ЗУ физлицами или компании требует обязательного согласования. Это возможно, если объект передается на правах аренды, государственным или местным организациям, а также другими структурами в бессрочное применение. Так, в статье 31 ЗК РФ указано, что юрлицо при передаче участка под возведение объектов захоронения, оформляет прошение в местный (государственный) орган власти. В заявлении указывается интересующий участок и ориентировочное место размещения сооружения.

Выбор точки для кладбища производится с учетом правил застройки населенного пункта. Здесь же берутся во внимание правила застройки города, а также ряд других характеристик — состояние земли, доступные экологические нагрузки, рельеф и прочие. В процессе оценки учитываются действующие санитарные правила и нормы. Важно, чтобы надел обеспечивал продолжительную эксплуатацию кладбища как сооружения (хоть оно таковым и не является).

Особенности выделения земли

Новые места для захоронения создаются только при условии позитивного заключения различных экспертиз (гигиенической, санитарной и экологической). Расстояние от места захоронений до пределов селитебного участка должны быть от 300 метров и больше. Муниципальные власти гарантируют выбор ЗУ при учете ФЗ под номером 8, а также Постановления главного санитарного врача страны.

При выделении земли под кладбище обязательно информирование:

  • Людей, которые проживают вблизи будущей застройки.
  • Пользователей, владельцев и арендаторов ЗУ, права которых могут затрагиваться в результате появления кладбища.
  • Владельцев наделов. Они информируются о вероятной покупке ЗУ для госнужд и будущего возведения мест для захоронения человеческих останков.

Тонкости регистрации кладбища как объекта недвижимости

После успешного выбора ЗУ для строительства кладбища составляются специальные акты, а также устанавливаются дополнительные зоны (охранная, санитарная, защитная). Вместе с ними передаются:

  • Проекты с пределами ЗУ. Информация утверждается муниципальными органами власти.
  • Вычисления ориентировочных убытков владельцев земельных наделов, пользователей земли, владельцев ЗУ, а также арендополучателей.
  • Вычисления потерь для с/х производства или лесничества. Муниципальный (исполнительный) орган решает о возможности размещения кладбища, после чего утверждается акт выбора ЗУ. Копии упомянутых бумаг передаются заявителю.

После получения предварительного решения можно переходить к следующему этапу. На нем необходимо добиться решения о получении надела и его применения для организации кладбища. При этом обязательно выполнение землеустроительных работ. Что касается срока действия решения, он составляет три года (максимальный период).

Далее формируются новые и приводятся в порядок уже действующие объекты. После этого создаются и закрепляются границы ЗУ с помощью межевых знаков. Как только эта работа выполнена, заполняются землеустроительные дела с учетом требований Росземкадастра. На базе утвержденных градостроительных бумаг готовится документация о межевании с учетом приказа Роскомкадастра.

Таким образом, регистрация кладбища, как объекта недвижимости, имеет свои особенности. Наибольшие трудности связаны с выделением и подготовкой участка, а также прохождением множества согласований. Это не удивительно, ведь речь идет о выделении надела под специфический объект — место для захоронения. Также что конфликтные ситуации с заинтересованными лицами почти неизбежны.

Как найти и оформить место на кладбище

1. Что есть на московских кладбищах?

Бесплатные участки земли

В Москве оформить участок земли бесплатно можно:

«>открытых для свободного захоронения кладбищах — Алабушевском, Бутовском, Хованском (Западном), Хованском (Центральном) и Щербинском (все они расположены за МКАД);
на закрытых кладбищах — только для захоронения тех, кто имел Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, ветераны военной службы, ветераны и инвалиды боевых действий, люди, имеющие звания, награды и другие заслуги перед Российской Федерацией и Москвой.

«>особые заслуги перед обществом и государством.

В обоих случаях участки земли предоставляются только по факту смерти (то есть после получения свидетельства о смерти).

Платные участки земли

Вы можете приобрести право на размещение семейного (родового) захоронения — участка земли на открытом или закрытом кладбище, на котором можно хоронить Члены семьи: родители, супруги, дети, внуки и правнуки, братья и сестры, бабушки и дедушки, прадедушки и прабабушки, усыновители и усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры.

«>членов одной семьи . Это не приобретение земли в собственность, а своего рода бессрочная аренда, так как земля, отведенная под кладбища, государственная.

Оформить договор можно:

  • по факту смерти (при наличии свидетельства о смерти) — без аукциона;
  • при жизни — по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме.

Приобрести право на размещение семейного (родового) захоронения можно только в Департаменте торговли и услуг.

Колумбарии

Погребение тела умершего также может осуществляться путем кремации в крематории с последующим помещением урны с прахом в открытом или закрытом колумбарии или саркофаге. Место хранения урны предоставляется на платной основе.

2. Как оформить бесплатный участок на открытом кладбище?

Чтобы бесплатно оформить место на открытом для свободного захоронения кладбище, обратитесь непосредственно к администрации Алабушевского, Бутовского, Хованского (Западного), Хованского (Центрального) или Щербинского кладбища или в ГБУ «Ритуал», в ведении которого находятся все московские кладбища. Вам понадобятся:

  • документ, удостоверяющий личность ответственного за захоронение;
  • свидетельство о смерти, Свидетельство о смерти, выданное органом ЗАГС Москвы, заявитель имеет право не представлять, данные могут быть получены в ходе межведомственного взаимодействия.

«>выданное органом ЗАГС .

Выбрать конкретное место для размещения могилы нельзя.

Подтверждением оформления места на кладбище является паспорт захоронения, который вам должна выдать администрация кладбища.

3. Как бесплатно оформить место на кладбище для того, кто имел особые заслуги перед обществом и государством?

Шаг 1. Получите разрешение на погребение человека, имевшего особые заслуги перед обществом и государством. Вам понадобятся:

  • заявление (бланк заявления выдается сотрудником Департамента на месте);
  • документ, удостоверяющий личность ответственного за захоронение;
  • свидетельство о смерти, Свидетельство о смерти, выданное органом ЗАГС Москвы, заявитель имеет право не представлять, данные могут быть получены в ходе межведомственного взаимодействия.

«>выданное органом ЗАГС ;
Это могут быть следующие документы: удостоверение инвалида Великой Отечественной войны, ветерана Великой Отечественной войны, ветерана военной службы, инвалида боевых действий и ветерана боевых действий или иной документ, удостоверяющий наличие у умершего званий, наград и других заслуг перед Российской Федерацией и городом Москвой.

«>документы , подтверждающие право захоронения умершего на закрытом для свободного захоронения кладбище;

  • справка о кремации (в случае обращения за выдачей разрешения на захоронение урны с прахом).
  • Пакет документов необходимо предоставить в отдел службы одного окна Департамента торговли и услуг города Москвы по адресу: 1-й Красногвардейский проезд, дом 21, строение 1.

    Шаг 2. Обратитесь к администрации кладбища. Разрешение Департамента нужно предъявить администрации кладбища вместе со своим документом, удостоверяющим личность, и свидетельством о смерти.

    Подтверждением оформления места на кладбище является паспорт захоронения, который вам должна выдать администрация кладбища.

    4. Как приобрести место на кладбище по факту смерти?

    Шаг 1. Выберите участок и зарезервируйте его. Сведения обо всех участках, предназначенных для размещения семейных (родовых) захоронений, внесены в соответствующий электронный реестр. Вам нужно выбрать на сайте реестра кладбище и участок (он должен быть помечен флажком «На основании свидетельства о смерти (без торгов)»), нажать кнопку «Перейти к подаче заявки на приобретение участка» и заполнить заявление. После на указанный вами адрес электронной почты придет уведомление о резервировании, а также электронные Порядок заключения договора о размещении семейного (родового) захоронения без проведения торгов; платежное поручение; информация о резервировании; типовой договор; заявление о заключении договора.

    «>образцы документов . В письме будет указан срок, не позднее которого вам нужно будет обратиться в отдел службы одного окна Департамента торговли и услуг для оформления договора о размещении семейного (родового) захоронения.

    Шаг 2. Заключите договор о размещении семейного (родового) захоронения. Для этого вам понадобятся:

    • заявление;
    • документ, подтверждающий личность ответственного за захоронение (оригинал и копия);
    • свидетельство о смерти лица, для захоронения которого предоставляется участок, Свидетельство о смерти, выданное органом ЗАГС Москвы, заявитель имеет право не представлять, данные могут быть получены в ходе межведомственного взаимодействия.

    «>выданное органом ЗАГС (оригинал и копия);

  • оригинал платежного документа, подтверждающего внесение единовременной платы.
  • Документы нужно подать в отдел службы одного окна Департамента торговли и услуг Москвы. Он работает по адресу: 1-й Красногвардейский проезд, дом 21, строение 1.

    В день обращения вам выдадут выписку из электронного журнала регистрации. Подписание договора и выдача его на руки заявителю происходит не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации заявления.

    Шаг 3. Обратитесь к администрации кладбища, на котором предоставлено право на размещение семейного (родового) захоронения. При себе нужно иметь:

    • копию и оригинал подписанного договора о размещении семейного (родового) захоронения;
    • копию и оригинал документа, удостоверяющего личность ответственного за захоронение;
    • копию и оригинал свидетельства о смерти, выданного органом ЗАГС;
    • счет-заказ на ритуальные услуги (при обращении в специализированные службы) или справки из крематория (в случае захоронения урны с прахом).

    После оплаты услуг по прейскуранту кладбища проводится захоронение и оформляется ответственность за место захоронения с выдачей паспорта захоронения.

    5. Как приобрести семейное (родовое) захоронение при жизни?

    Шаг 1. Выберите участок земли. Все участки, доступные для размещения семейных (родовых) захоронений, внесены в электронный реестр. Вам нужно выбирать те участки, которые помечены флажком «По итогам открытого аукциона». Каждый участок можно рассмотреть на карте и фотографиях. В базе также содержится информация о размерах участков, возможных способах захоронений на них, торговой площадке и начальной цене аукциона на право создания на участке семейного захоронения.

    Шаг 2. Примите участие в аукционе. Торги проводятся на двух электронных торговых площадках — roseltorg (аккредитация по электронной подписи или по логину и паролю) и sberbank (аккредитация по логину и паролю). Вам нужно получить аккредитацию на той площадке, которая проводит аукцион на право создания на выбранном вами участке семейного захоронения, и подать заявку на участие в аукционе.

    Также потребуется задаток — 20% от начальной цены аукциона. Эта сумма должна быть у вас на банковском счете, она блокируется до проведения торгов, а впоследствии засчитывается в пользу итоговой цены договора, которую должен перечислить победитель аукциона, либо возвращается всем участникам аукциона, кроме тех, кто отказался от заключения договора.

    После того как вы подадите заявку, оператор электронной площадки сообщит вам По регламенту торги проводятся на 32-й календарный день со дня размещения извещения о проведении аукциона либо, если этот день выходной, в первый рабочий день, следующий за ним.

    «>о дне и времени аукциона .

    Шаг аукциона — 5% от начальной цены аукциона. Победителем считается тот участник, который предложит максимальную сумму. Если впоследствии он откажется от заключения договора на размещение семейного (родового) захоронения, соответствующая возможность будет предложена участнику аукциона, сделавшему предпоследнее предложение о цене аукциона.

    В случае если заявку на участие в аукционе подал всего один человек, аукцион считается несостоявшимся, однако с участником все равно заключается договор о размещении семейного (родового) захоронения. Цена в таком случае устанавливается в размере начальной стоимости аукциона.

    Победитель аукциона должен перечислить цену договора за вычетом суммы задатка на счет инициатора торгов в течение 10 дней со дня размещения на электронной площадке протокола о результатах аукциона. В случае неперечисления цены договора в установленный срок по реквизитам, он будет признан уклонившимся от заключения договора, при этом сумма задатка возвращена не будет.

    Шаг 3. Заключите договор о размещении семейного (родового) захоронения. Он может быть заключен не ранее чем через 10 дней и не позднее 20 дней с даты размещения на электронной площадке протокола о результатах аукциона.

    Обращаться нужно в отдел службы одного окна Департамента торговли и услуг города Москвы по адресу: 1-й Красногвардейский проезд, дом 21, строение 1.

    При себе необходимо иметь:

    • документ, удостоверяющий личность ответственного за захоронение (копия и оригинал);
    • документ, подтверждающий внесение платы (оригинал) за право заключения договора.

    Затем, когда возникнет необходимость, ответственному за захоронение нужно будет обратиться к администрации кладбища. Она обязана предоставить участок земли по первому требованию. После проведения похорон оформляется ответственность за место захоронения с выдачей паспорта захоронения.

    6. Как оформить место в колумбарии?

    Колумбарий представляет собой стены с нишами, в которых хранятся урны с прахом. Ниши закрыты мраморными плитами, на которых указаны имена, фамилии, отчества, даты рождения и смерти захороненных.

    Открытые колумбарии расположены на улице, закрытые — в специальных помещениях.

    Арендовать место для хранения урны можно у администрации любого кладбища, где есть колумбарии. Обычно это выходит значительно дешевле, чем захоронение в землю. Для этого понадобится документ, удостоверяющий личность ответственного за захоронение, и свидетельство о смерти.

    Также кладбища предлагают услугу по содержанию ниш. Чаще всего соответствующий договор заключается на один год.

    Обратите внимание, после оплаты услуг по прейскуранту кладбища должна быть оформлена ответственность за место захоронения с выдачей паспорта захоронения.

    7. А если у меня уже есть родовое захоронение?

    В родовом захоронении (независимо от того, на каком кладбище оно расположено) можно хоронить только членов одной семьи — родителей, супругов, детей, внуков и правнуков, братьев и сестер, бабушек и дедушек, прадедушек и прабабушек, усыновителей и усыновленных, полнородных и неполнородных братьев и сестер.

    Повторное захоронение гробом в землю в одну могилу возможно только по прошествии санитарного срока. В Москве это 15 лет. Захоронение урн с прахом в землю производится без временного ограничения.

    Чтобы подзахоронить кого-то в родственное захоронение, нужно получить разрешение администрации кладбища. Сделать это может только ответственный за захоронение лично или представитель по нотариально удостоверенной доверенности. При себе нужно иметь:

    • документ, удостоверяющий личность ответственного за захоронение;
    • договор о размещении семейного (родового) захоронения;
    • свидетельство о смерти, Свидетельство о смерти, выданное органом ЗАГС Москвы, заявитель имеет право не представлять, данные могут быть получены в ходе межведомственного взаимодействия.

    «>выданное органом ЗАГС .

    8. Кто такой ответственный за захоронение и почему это важно?

    Ответственный за захоронение — это тот человек, который при оформлении участка земли на кладбище получил паспорт захоронения.

    Только он может решить, кто из членов семьи в дальнейшем может быть погребен на этом же участке, он принимает решение об эксгумации. Все случаи подзахоронений и эксгумаций без согласия ответственного за захоронение — незаконные.

    Также только он может обратиться с претензией или ходатайством к администрации кладбища: получить разрешение на озеленение могилы, установку памятника, креста или ограды и тому подобное.

    Обращаться можно лично либо по нотариально заверенной доверенности.

    У ответственного за захоронение есть не только права: он обязан содержать закрепленный за ним могильный холм, ограду, цоколь, памятник и цветник в надлежащем виде.

    Ответственность за захоронение можно перерегистрировать на другого человека с согласия ответственного лица или в случае его смерти.

    Кроме того, законодательством предусмотрена возможность разделения ответственности за могилы внутри родственного захоронения (наличие двух ответственных, каждый с удостоверением на одну из двух могил на участке захоронения).

    Подробнее об этом можно узнать на сайте ГБУ «Ритуал».

    Кладбища: к какой категории земель относятся и возможно ли расширение ритуальной зоны?

    Места погребения занимают значительную площадь вблизи населённых пунктов, а иногда расположены в самом центре городов, застраивавшихся несколько десятков лет.

    Эта сфера бытия человека сегодня сталкивается с неоднозначным отношением к захороненным останкам. Особенно там, где земля имеет высокую стоимость. Но государством предусмотрено выделение соразмерных площадей для нужд усопших.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

    К какой категории относятся?

    В определении категории земельного массива для размещения кладбища имеются разновидности. Дело в том, что места захоронения делятся на ритуальные пространства мест общего назначения и историко-культурное наследие. Из этих особенностей вытекает законодательство, источники которого регулируют земельные и гражданские отношения в данной сфере.

    В частности Федеральным законом № 8-ФЗ от 12.01.96 г. «О погребении и похоронном деле», изложенными в п.4 ст.16 положениями, указано, что такие территории выделяются местным муниципалитетом, посредством зонирования, из земель категории населённых пунктов. Земли под кладбище могут принадлежать:

    1. Согласно нормам п.1 ст. 99 ЗК РФ, к местам культурно-исторических зон населённого пункта. В основном, когда речь идёт о мемориалах.
    2. Согласно п. 13 ст. 35 ГрК РФ – к специальным зонам, выделенным из числа земель населённых пунктов.

    В классификаторе видов разрешённого использования кладбища выделяются из земель общего назначения и определяются как «ритуальные зоны» с кодом – 12.1.

    Возможно ли расширение ритуальных зон?

    Государство предусматривает, что зоны захоронения требуют расширения или новой локализации. Поэтому, безусловно, действия по охвату дополнительных территорий вполне правоспособны и юридически корректны.

    Однако данная процедура обусловлена рядом резолюций, которые требуют от муниципалитета строгой отчётности и взвешенности таких действий. То есть, согласно ФЗ № 8-ФЗ, расширение ритуальных участков или формирование новых требует нижеследующего:

    1. Разработки и предоставления плана развития указанной зоны.
    2. Межевого проекта ритуальной зоны.
    3. Специального разрешения с положительным заключением экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

    Это, естественно, с учётом того, что обозначенные территории граничат с жилыми домами граждан. Защитная зона удалённости от городского кладбища должна быть не менее 500 м.

    Можно ли изменить назначение участков?

    Вопросы изменения категории и видов разрешённого использования регулируются Федеральными законами:

    В них нет непосредственных указаний о запрете перевода земель из одной категории в другую. В действие в данном случае вступают другие законодательные акты. Главная опора делается на нормативы санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и экологических положений.

    Соответственно им, после того как действующее кладбище переносится в новое место, рекультивация старого допустима только по истечении двадцатилетнего срока. На основании актов, представленных местным муниципалитетом, и полученных заключений уполномоченных санитарных Служб, категория земель или вид разрешённого использования могут изменяться.

    Но возможности перевода территории кладбища в другие категории ограничены. По преимуществу здесь могут располагаться зелёные зоны, но ни в коем случае – жилые кварталы.

    Возможные сложности

    Главная сложность проистекает из особенностей ритуальных мест. Они всегда относились к сакральным территориям, хранящим память об ушедших близких людях жителей населённого пункта. Поэтому имеют особенную моральную ценность.

    Кроме этого в процедуру эксплуатации кладбищенской земли вмешивается Закон № 125-ФЗ от 26.09.97 г. – о свободе совести и деятельности религиозных организаций. Согласно таковому, кладбища требуют разделения на сектора, в которых могут происходить служения согласно вере усопших.

    Целесообразная в моральном смысле традиция затрудняет общий учёт земель, так как захоронения в данном случае проводятся не планово, а с учётом выделения мест в соответствующем секторе на вероисповедальном кладбище.

    Соответственно, данный факт привлекает к вопросам управления и эксплуатации религиозные конфессии и организации, которые выносят свои требования местным властям. Нередко требования заключаются в организации каждого сектора в соответствии с вероисповедальным обрядом.

    Следующий важный момент связан с повсеместной коммерциализацией похорон. Эта проблема отражается не только на родственниках усопших, но и на должностных лицах, отвечающих за обслуживание ритуальной территории.

    Всё это не случайно, так как многие региональные и поселковые власти халатно относятся к нуждам кладбищ. Нередко под них выделяются массивы, которые больше ни на что не пригодны. Например, подлежащие затоплению в весенний сезон территории. К сожалению, они не задумываются о том, что проникновение останков в водоёмы может обернуться серьёзной проблемой.

    Кладбищенские земли располагаются на прилегающих к населённому пункту массивах. Их возникновение, перенос и закрытие опираются на нормы законодательства. Кроме Земельного и Градостроительного кодексов здесь вступают в силу дополнительные нормы, регулирующие санитарное, экологическое содержание деятельности, а так же – вмешательство охранных культурных мероприятий, и требования религиозных конфессий и организаций.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 мая 2011 г. N 17206/10 Дело подлежит направлению на новое рассмотрение, поскольку нахождение общественного кладбища в ведении хозяйствующего субъекта и осуществление последним функций выделения земельных участков под захоронение, контроля за соблюдением порядка захоронений противоречат законодательству

    Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего — Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

    членов Президиума: Бациева В.В., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Гвоздилиной О.Ю., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. —

    рассмотрел представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации и заявление Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Челябинской области от 29.06.2010 по делу № А76-6041/2010-35-192 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16.09.2010 по тому же делу.

    В заседании приняли участие представители:

    от заявителя — заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Малышева Ю.В.;

    от заявителя — Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области — Плиев Р.Р.;

    от Челябинской городской Думы (третьего лица) — Бехтерева Ю.Р., Кузеванова Л.Н.

    Заслушав и обсудив доклад судьи Гвоздилиной О.Ю., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

    Прокурор Челябинской области (далее — прокурор) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании частично недействующим Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения в городе Челябинске (далее — Положение), утвержденного решением Челябинской городской Думы от 27.06.2006 № 13/18.

    К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — управление), администрация города Челябинска (далее — администрация), муниципальное унитарное предприятие «Мемориал», индивидуальные предприниматели Бургардт Виктор Александрович, Марьина Наталья Борисовна (далее — предприниматели).

    Решением Арбитражного суда Челябинской области от 29.06.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.

    Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 16.09.2010 решение суда первой инстанции оставил без изменения.

    В представлении и заявлении, поданных в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре решения суда первой и постановления суда кассационной инстанций в порядке надзора заместитель Генерального прокурора Российской Федерации и управление просят эти судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении норм права.

    В отзывах на заявление и представление администрация и Челябинская городская Дума просят названные судебные акты оставить без изменения. При этом Челябинская городская Дума сообщает, что решением от 26.04.2011 № 24/9, опубликованным 04.05.2011 и вступившим в силу со дня опубликования, изменены оспариваемые нормы Положения.

    Предприниматели в отзыве на заявление и представление просят судебные акты отменить, так как оспариваемое в части Положение нарушало их права, а внесенные в него изменения не затронули пункт 5.

    Проверив обоснованность доводов, содержащихся в представлении и заявлении, отзывах на них, выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело — направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

    В соответствии с нормами Положения к функциям специализированной службы по вопросам похоронного дела отнесены: ведение журнала захоронений (пункт 7), оформление заказов на кремацию и захоронение урн с прахом, на подготовку могил на родственных участках и закрытых для свободного захоронения кладбищах (пункт 8), захоронение малоимущих граждан или граждан, не имеющих родственников (пункт 12), дача разрешения на захоронение в родственные могилы, на которые отсутствуют архивные документы, или на свободные места в оградах с такими могилами (пункт 14), подготовка образцов оформления участка захоронения для установки памятников и других надмогильных сооружений (подпункт 2 пункта 45).

    Согласно Положению на хозяйствующий субъект, в ведении которого находится кладбище, возложены: выдача разрешений на предоставление участков под семейные захоронения (склепы) по заявлению родственников умершего (пункт 17), выбор подрядчиков для оказания услуг по благоустройству и содержанию мест захоронений в соответствии с муниципальным заказом (пункт 20), выдача разрешений на производство всех работ на кладбище, связанных с установкой надмогильных сооружений (пункт 22), предъявление требования о сносе надмогильного сооружения, нарушающего пределы участка, за счет лица, за которым зарегистрировано данное место захоронения (пункт 25), предъявление требования к родственникам умершего о ремонте и замене пришедших в ветхость надмогильных сооружений (пункт 31), осуществление хозяйственной деятельности на кладбище (пункт 33), а также ответственность за организацию похоронного обслуживания на территории кладбища, благоустройство мест погребения и санитарное состояние кладбища (пункт 43).

    В силу пункта 44 Положения представителем хозяйствующего субъекта, в ведении которого находится кладбище, выступает администрация кладбища, которая обязана обеспечить выполнение работ по содержанию мест захоронений (кладбищ).

    Пункт 45 Положения наделяет граждан правом устанавливать памятники и другие надмогильные сооружения в соответствии с требованиями этого Положения и образцами оформления участка захоронения, подготовленными специализированной службой (подпункт 2), сажать деревья и кустарники в соответствии с планом озеленения кладбища по согласованию с представителем хозяйствующего субъекта (подпункт 3).

    Пунктом 5 Положения установлено, что гарантированный перечень услуг по погребению оказывается специализированной службой.

    Обращаясь в суд с заявлением о признании недействующими указанных норм Положения, прокурор исходил из того, что упомянутые в них (кроме пункта 5) функции относятся к полномочиям органа местного самоуправления и не могут быть переданы хозяйствующему субъекту в силу положений подпункта 23 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон о местном самоуправлении), пункта 2 статьи 25, статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее — Закон о погребении), частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), подпункта «б» пункта 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее — Закон об архивном деле), статей 1, 6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), а нормы пункта 5 Положения ограничивают конкуренцию на соответствующем рынке.

    Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции указал, что пункт 5 Положения не ограничивает конкуренцию на рынке услуг по погребению и не ущемляет интересы иных хозяйствующих субъектов, из пункта 3 Положения следует, что право на предоставление ритуальных услуг предоставлено как специализированной службе, так и иным организациям, пункты 7, 8, 14, 17, 33 Положения не содержат запретительных и ограничительных норм для осуществления деятельности на рынке оказания ритуальных услуг, а пункты 20, 22, 25, 31, 44, 45 регламентируют порядок содержания и ухода за территориями общественных кладбищ и не ограничивают конкуренцию на рынке ритуальных услуг.

    Соглашаясь с судом первой инстанции, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что фактическое совпадение на территории города Челябинска специализированной службы и хозяйствующего субъекта, в ведении которого находятся все кладбища города Челябинска, не влияет на выводы суда о законности оспариваемого в части Положения, и отметил, что для предотвращения нарушения законодательства, в том числе антимонопольного, на рынке оказания ритуальных услуг города Челябинска действующим законодательством Российской Федерации как для прокурора, так и для антимонопольного органа установлены иные способы реагирования.

    Суды пришли к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств ущемления оспариваемыми нормами Положения прав хозяйствующих субъектов.

    Между тем судами не учтено следующее.

    Пунктами 1 и 4 статьи 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ. Согласно пункту 2 статьи 25 названного Закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. При этом погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

    Подпунктом 23 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа. При этом из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 данного Закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и(или) органами местного самоуправления самостоятельно.

    Возможность передачи общественных кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта и наделения хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения указанными законами не предусмотрена.

    В части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции содержится запрет на совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов. Часть 1 названной статьи запрещает органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

    В нарушение требований части 7 статьи 71, пункта 2 части 4 статьи 170, части 4 статьи 194, пунктов 2 и 3 части 3 статьи 195 и пункта 12 части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемые судебные акты не содержат мотивов, по которым отклонены требования прокурора применительно к каждому оспариваемому пункту Положения, в них не дана оценка конкретным функциям, возложенным на хозяйствующий субъект, в ведении которого находится кладбище, на соответствие компетенции органа местного самоуправления по Закону о погребении и Закону о местном самоуправлении, допустимости их осуществления хозяйствующим субъектом без нарушения Закона о защите конкуренции.

    Вместе с тем нахождение общественного кладбища в ведении хозяйствующего субъекта и осуществление последним функций выделения земельных участков под захоронение, контроля за соблюдением порядка захоронений противоречит законодательству.

    Из содержания упомянутых судебных актов также не следует, что оспариваемые нормы Положения проверялись судами на соответствие указанным прокурором нормам подпункта «б» пункта 1 части 3 статьи 4 Закона об архивном деле и статей 1, 6 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    При названных обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене в силу пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

    Дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

    Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.

    Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

    решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.06.2010 по делу № А76-6041/2010-35-192 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16.09.2010 по тому же делу отменить.

    Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.

    Право собственности на земельный участок кладбище

    ГрК РФ – к специальным зонам, выделенным из числа земель населённых пунктов.

    В классификаторе видов разрешённого использования кладбища выделяются из земель общего назначения и определяются как «ритуальные зоны» с кодом – 12.1.

    Возможно ли расширение ритуальных зон?

    Государство предусматривает, что зоны захоронения требуют расширения или новой локализации. Поэтому, безусловно, действия по охвату дополнительных территорий вполне правоспособны и юридически корректны.

    Однако данная процедура обусловлена рядом резолюций, которые требуют от муниципалитета строгой отчётности и взвешенности таких действий.

    Согласно ст. 18 ФЗ РФ № 8-ФЗ от 12.01.1996 г. «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

    Согласно ст. 16 п. 4, п. 5 ФЗ РФ № 8-ФЗ от 12.01.1996 г.

    Ордынского района с заявлением о предоставлении земельных участков под кладбищами в собственность, оформлению права собственности на земельные участки под кладбищами,

    Прокурор обратился в Ордынский районный суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верх- Ирменского сельского совета Ордынского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия по организации мест захоронений, соответствующих требованиям законодательства, возложении обязанности по обращению в администрацию Ордынского района с заявлением о предоставлении земельных участков под кладбищами в собственность, оформлению права собственности на земельные участки под кладбищами, указывая, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения земельного законодательства администрацией сельского совета.

    Важно, чтобы надел обеспечивал продолжительную эксплуатацию кладбища как сооружения (хоть оно таковым и не является).

    Особенности выделения земли

    Новые места для захоронения создаются только при условии позитивного заключения различных экспертиз (гигиенической, санитарной и экологической). Расстояние от места захоронений до пределов селитебного участка должны быть от 300 метров и больше.
    Муниципальные власти гарантируют выбор ЗУ при учете ФЗ под номером 8, а также Постановления главного санитарного врача страны.

    При выделении земли под кладбище обязательно информирование:

    • Людей, которые проживают вблизи будущей застройки.
    • Пользователей, владельцев и арендаторов ЗУ, права которых могут затрагиваться в результате появления кладбища.
    • Владельцев наделов.

    То есть, согласно ФЗ № 8-ФЗ, расширение ритуальных участков или формирование новых требует нижеследующего:

    1. Разработки и предоставления плана развития указанной зоны.
    2. Межевого проекта ритуальной зоны.
    3. Специального разрешения с положительным заключением экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

    Это, естественно, с учётом того, что обозначенные территории граничат с жилыми домами граждан. Защитная зона удалённости от городского кладбища должна быть не менее 500 м.

    Можно ли изменить назначение участков?

    Вопросы изменения категории и видов разрешённого использования регулируются Федеральными законами:

    • № 172-ФЗ от 21.12.04 г.
    • № 191-ФЗ от 29.12.04 г.

    В них нет непосредственных указаний о запрете перевода земель из одной категории в другую.

    Администрация кладбища вправе обеспечить следующие дополнительные услуги:

    • приобретение, изготовление и установка (демонтаж) надмогильных сооружений;
    • изготовление и крепление на надмогильных сооружениях фотокерамических и металлических изделий;
    • выполнение скульптурных работ;
    • ремонт и реставрация надмогильных сооружений;
    • архитектурно-ландшафтное оформление могил;
    • уход за местом захоронения.

    Обеспечение администрацией кладбища дополнительных услуг на объектах культурного наследия допускается только на основании разрешения, оформленного в установленном порядке органом охраны объектов культурного наследия.

    4.3. Имущественные и другие споры между гражданами и администрацией кладбища разрешаются в установленном законодательством порядке.

    Факт принадлежности к капитальной постройке определяется кадастровый инженер.

    Если говорить об объектах недвижимости, на учет ставятся гаражи, машино-места, имущественные комплексы, мосты, газопроводы и другое.

    Подлежат ли кадастровому учету кладбища?

    С учетом сказанного напрашивается вывод, что регистрации обязательна для земельных участков и капитальный строения. Но остается еще один вопрос — подлежат ли кадастровому учету кладбища, и можно ли их рассматривать как сооружения.
    Сразу отметим, что кладбищенская земля не относится к сооружению, но регистрация этого объекта является обязательной. Такой ЗУ относится к наделам специального назначения. При этом на территории кладбища могут быть сооружения и постройки, например, крематорий.

    Выделение земельных наделов для строительства происходит на базе ЗК РФ под номером 136.

    При наличии правильно оформленного паспорта захоронения ответственный за могилу обезопасит себя от незаконного захвата участка или части его территории, несанкционированных захоронений и подхоронений и самовольной установки надгробных сооружений.

    Кто такой ответственный за захоронение? Какими правами и обязанностями он обладает?

    Ответственный за захоронение – лицо, на которое был выписан паспорт (удостоверение) на захоронение. Как явствует из названия, ответственный за захоронение – это тот человек, который обладает правом осуществлять захоронения на участке, а также устанавливать надгробные сооружения (памятник, цоколь, ограду).

    Осуществление захоронений или установки надмогильных сооружений без согласия ответственного за захоронение являются незаконными.

    Перерегистрация ответственности за захоронения до архивного периода и в случае отсутствия архивных данных по захоронениям производится на основании решения комиссии ГБУ «Ритуал» по письменному заявлению граждан, при наличии ухоженной могилы и на родственников захороненных по предъявлению ими:

    • заявления;
    • свидетельства о смерти захороненного;
    • документов, подтверждающих родственные отношения к захороненному (степень их родства и право на памятники, ограждения и другие надгробные сооружения должны быть подтверждены соответствующими документами, а при их отсутствии — решением суда).

    В случае переоформления захоронения ответственным лицом при жизни необходимо предоставить письменное заявление от ответственного за захоронение, а также от лица, на которое захоронение перерегистрируется.

    Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

    Вместе с тем, согласно ст. 17 п.3, п. 4 ФЗ РФ № 8-ФЗ от 12.01.1996 г. «О погребении и похоронном деле» для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    • соблюдение установленных норм и Правил захоронения и кремации;
    • содержание в надлежащем порядке братских могил и могил, находящихся под охраной государства, и других захоронений, на которые выделяется бюджетное финансирование;
    • сохранность и содержание в надлежащем состоянии мест захоронений, надмогильных сооружений и архитектурно-художественных надгробий, являющихся объектами культурного наследия и признанных таковыми в установленном порядке;
    • предоставление гражданам напрокат инвентаря для ухода за могилой под залог его стоимости;
    • выполнение прочих требований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    Перепечинское кладбище, Ново-Богородское кладбище, Алабушевское кладбище, а также ряд кладбищ Новомосковского и Троицкого административных округов.

    Подробнее о тарифах на захоронение на кладбищах Москвы – в статье «Новые тарифы на захорнения гробом в Москве».

    Сервисные участки закрытых кладбищ представляют собой места под новые захоронения, образованные путем перепланировки территории закрытых кладбищ. Специальная подготовка участка отражается на стоимости услуг по захоронению. В результате, стоимость погребения на закрытых кладбищах Москвы становится значительно выше, чем на открытых.

    Подробнее о сервисных участках (участках под семейно-родовые захоронения) – в статье «Семейно-родовые захоронения на кладбищах Москвы».

    Заказ нового участка на кладбище может быть осуществлен как родственниками усопшего, так и человеком, не состоявшим с покойным в родстве.

    Несмотря на значительную долю кремаций, количество захоронений гробом продолжает превалировать в общем объеме погребений. Таким образом, вопросы об оформлении участка на кладбище, регистрации и перерегистрации ответственного за захоронение, разделении ответственности внутри одного захоронения, а также правах и обязанностях родственников усопшего остаются крайне актуальными.

    Оформление любого захоронения, прежде всего, требует получения определенных документов. В первую очередь в морге, куда поступило тело покойного, необходимо получить медицинское свидетельство о смерти. После этого в отделе ЗАГС (МФЦ) по месту регистрации или смерти покойного необходимо оформить гербовое свидетельство о смерти.

    *Помимо гербового свидетельства о смерти, в отделе ЗАГС также выдают справку о смерти по форме №33.

    Вот почему постановка на учет сарая обязательна, а вот для туалета или палатки для торговли в этом нет необходимости.

    Что касается земельных участков, они передаются новым владельцам из местных или государственных земель, а после регистрируются в ЕГРН. Основание для выполнения такой работы — план межевания и правоустанавливающие бумаги.

    Заявитель должен подтвердить, что ЗУ находится в его владении на базе договора дарения, ренты или купли-продажи.

    Если новый земельный участок находится вблизи других наделов, которые поставлены на учет, не обойтись без согласования границ. Выделение и регистрация надела происходит при наличии обременения.

    Семейно-родовые захоронения на кладбищах Москвы».

    Какие документы нужно предъявить в день похорон на кладбище?

    В день похорон в администрацию кладбища необходимо предоставить следующие документы:

    • свидетельство о смерти,
    • паспорт заказчика,
    • счет-заказ на ритуальные услуги,
    • удостоверение на могилу,
    • квитанцию об оплате захоронения.

    Что такое паспорт захоронения и зачем он нужен?

    Паспорт (удостоверение) на захоронение – документ, который оформляется при заказе участка на кладбище и свидетельствует о согласии администрации кладбища предоставить данный участок для погребения, а также правах ответственного за захоронение на бессрочную аренду данного участка и его праве осуществлять захоронения на вверенном ему участке.

    Нередко требования заключаются в организации каждого сектора в соответствии с вероисповедальным обрядом.

    Следующий важный момент связан с повсеместной коммерциализацией похорон. Эта проблема отражается не только на родственниках усопших, но и на должностных лицах, отвечающих за обслуживание ритуальной территории.

    Всё это не случайно, так как многие региональные и поселковые власти халатно относятся к нуждам кладбищ.

    Нередко под них выделяются массивы, которые больше ни на что не пригодны. Например, подлежащие затоплению в весенний сезон территории.

    К сожалению, они не задумываются о том, что проникновение останков в водоёмы может обернуться серьёзной проблемой.

    Кладбищенские земли располагаются на прилегающих к населённому пункту массивах. Их возникновение, перенос и закрытие опираются на нормы законодательства.

    Признать незаконным бездействие администрации Верх- Ирменского сельского совета Ордынского района Новосибирской области, выразившееся в не принятии мер по организации на территории Верх- Ирменского сельского Совета мест захоронений, соответствующих требованиям ст. 11 ч. 2, ст. 19 ч.1 ЗК РФ, ст. 14 ч.1 п. 18, ст. ст. 50 ч.2 п. 3 ФЗ № 131- ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 18, ст. 16 п. 4, п. 5 ФЗ РФ № 8-ФЗ от 12.01.1996 г. «О погребении и похоронном деле».

    Обязать администрацию Верх- Ирменского сельского совета Ордынского района Новосибирской области обратиться в администрацию Ордынского района с заявлением о предоставлении земельных участков, занятых кладбищами, расположенными в с. Верх- Ирмень, с. Плотниково, с.

    Читать еще:  Права и обязанности перевозчика по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector